Оскаровская гонка в самом разгаре. Закончился срок подачи работ для номинации «Лучший иностранный фильм», и началось предварительное голосование, которое отберет те пять лент, что будут участвовать в основном конкурсе. Всего в конкурсе участвуют 54 фильма, география которых включает такие экзотические страны, как Алжир, Чад, Бангладеш и Россия.
Предварительные результаты вызывают нервное хихиканье. В этом году в борьбе за главную награду мирового кинематографа участвует множество фильмов весьма сложной судьбы. В частности, в конкурсе представлена картина обезглавленного афганского режиссера. Несчастный не стал жертвой жестокостей талибов (организация запрещена в России) – голову ему отрезал собственный продюсер..
Фильм Джавада Уасселя «Огненный танцор» (Firedancer) рассказывает о художнике, исследующим афганскую диаспору Нью-Йорка. Продюсер этой картины Натан Пауэлл сидит пока в тюрьме в ожидании суда, поскольку именно в его морозилке и нашли голову режиссера. Адвокаты продюсера утверждают, что он шизофреник и что он был очень недоволен высказываниями Уасселя, что Америка сама виновата в терактах 11 сентября. «Огненного танцора» уже показали на главном футбольном стадионе Кабула, приспособленном в свое время талибским правительством под место для публичных казней.
Великобритании повезло больше, чем несчастному афганцу, но не намного. Эта страна представила американскому жюри фильм «Воин», снятый на хинди. Глубокомысленные киноакадемики обдумали предложение и отказались. В английском фильме герои должны говорить по-английски, речь в фильме не идет об индийском сообществе в Великобритании, так что зачем вообще было его снимать, не говоря уже о представлении на «Оскара»... В спешном порядке «Воин» был заменен на валлийскую ленту «Элдра», правдивую историю цыганской девочки, жившей в Уэльсе в тридцатых годах прошлого века. Фильм этот получил несколько премий на Валлийском кинофестивале.
Похожая история произошла с гонконгской картиной «Касание» (The Touch), снятой звездой «Крадущегося тигра, невидимого дракона» Мишель Йео, сыгравшей там главную роль. Ленту не приняли, поскольку большая часть диалогов была не на китайском, а на английском.
Главными же фаворитами этого года считаются бразильская лента «Город Бога» и шведская «Лилья-4». Первая, снятая режиссером Катей Лунд, рассказывает о двух мальчиках из бедного (то есть бандитского) квартала Рио-де-Жанейро, один из которых становится фотографом, а другой – драг-дилером. Вторая – новый шедевр Лукаса Мудиссона о русских мальчиках и девочках, мечтающих о рае, о лучшей жизни и о шведах, представляющихся им белыми богами.
А вот позиции Роберто Бениньи и его нового кино «Пиноккио» — экранизации детского романа Карло Коллоди – не столь уж сильны, хотя на родине новая работа Бениньи уже обогнала «Гарри Поттера» и всех прочих рекордсменов проката. Проблема в том, что американцы читают мало, история о деревянном мальчике с носом, выросшим от вранья, знакома им разве что по не особенно удачной диснеевской экранизации, к тому же итальянец получил «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке в 1998 году – это была мелодрама «Жизнь прекрасна».
Ну а России надеяться особенно не на что. Американские прокатчики просили Россию номинировать в качестве русского фильма «Кукушку» Рогожкина. Права на картину купила «Sony», и все было бы просто замечательно, если бы не упорство российских киноакадемиков, решивших, что лучшие экспортные шансы ожидают номенклатурного классика Андрея Кончаловского и его копродукцию «Дом дураков», повествующую о беззаветной любви в сумасшедшем доме на фоне чеченской войны.