13 мая Высший европейский суд постановил, что пользователи вправе требовать от поисковиков удалять упоминания о себе из выдачи. Поводом для такого решения стало рассмотрение в испанском суде дела о Марио Костехе Гонсалесе, который подал заявление на местную газету La Vanguardia. На сайте газеты было опубликовано объявление от 1998 года, в котором сообщалось о проведении аукциона по распродаже имущества Гонсалеса в связи с его арестом. Вместе с газетой иск был подан и к Google, поскольку ссылку на это объявление поисковик выдавал, если ввести в строку поиска имя Гонсалеса. По мнению Гонсалеса, это порочило его честь и достоинство, поскольку речь шла о давно прошедших событиях.
Отказ Google удалить ссылку был отклонен судом: суд постановил, что у европейских граждан есть право быть забытыми.
«Данные принадлежат человеку, а не компании. И если нет достаточно хорошего повода сохранить эти данные, человек должен иметь право — по закону — потребовать удаления этих данных», — написала комиссар Европейского союза по юстиции, фундаментальным правам и гражданству Вивиан Рединг на своей странице в Facebook в день суда.
Решение суда относилось только к Google, однако оно стало прецедентом. Теперь подобные заявления могут быть поданы и к другим поисковым системам, работающим на территории Евросоюза, таким как Bing или Yahoo.
Жители России и США, как и других стран, не входящих в Евросоюз, пока не могут требовать от поисковиков удаления ссылок.
На сегодняшний день в Google поступило более 250 тыс. требований от пользователей удалить ссылки на материалы с их упоминанием. После огромного количества обращений в первые дни после решения суда сейчас в среднем поступает около 1 тыс. заявок в день. Точное число удовлетворенных запросов неизвестно.
Самая скандальная история, связанная с удалением ссылок из результатов поиска, связана с постом на сайте BBC, посвященным бывшему главе Merryl Lynch Стену О'Нилу.
Как рассказал Wall Street Journal источник, близкий к Google, поисковик может по требованию резидентов Евросоюза, которые не являются публичными фигурами, удалить ссылки, выдаваемые поисковиком по их имени, которые они считают устаревшими или наносящими ущерб. Однако О'Нил — гражданин США и человек, широко известный в мире бизнеса.
Автор поста Роберт Пестон заявил, что Google уведомил ВВС о том, что текст будет удален из поисковой выдачи по некоторым запросам в Европе, однако в сообщении компании не уточнялось, к каким именно запросам это относится. «Конечно, это немного меня встревожило, — рассказал Пестон в интервью. — Это статья, иметь свободный доступ к которой в интересах общества».
«Я уверен, что есть люди, про которых написали ужасные вещи, которые были ложью, — говорит журналист. — Но я даже приблизительно не вижу, как в интересах общества можно спрятать мой текст, и я немного волнуюсь, что это начало очень грязного процесса, который серьезно повредит свободе прессы».
После взрыва критики — прежде всего со стороны британских медиагигантов Guardian и BBC — Google вернул некоторые удаленные ссылки в поисковую выдачу.
В число ссылок, которые были удалены, но вернулись в поисковик, входят история о футбольном судье, уволенном после скандала в 2010 году, французских офисных работниках, делающих искусство из клейких листочков, и юриста, которого судят за мошенничество.
В Google не отрицают, что механизм удаления ссылок еще не отработан до конца.
«Недавно мы начали предпринимать активные действия по запросам, которые мы получили после решения Европейского суда, — говорится в официальном заявлении Google. — Это новый и развивающийся процесс. Мы продолжим прислушиваться к обратной связи, и мы также будем работать с властями, занимающимися защитой данных, и другими по мере того, как выполняем решение».
Эксперты отмечают, что у удаления информации из интернета должны быть границы.
«Решение суда может быть правильным, но его применение будет кошмаром, — рассуждает Патрик ван Ээке, специализирующийся на защите данных юрист бельгийской компании DLA Piper. — Люди все равно могут найти информацию в интернете. Вопрос только в том, как ее находить».
Недостатки решения суда становятся очевидны, отмечает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Несмотря на предупреждения суда о том, что необходимо учитывать интересы общества и свобода слова не должна нарушаться, поток заявок таков, что компания не в состоянии решать в каждом случае, необходимо ли удалять информацию, как этого требует суд, поясняет он. «Отсюда требования об удалении ссылок от осужденных педофилов, мошенников, проворовавшихся инвестбанкиров и судей-взяточников, более того, требования удалить ссылки на сайты СМИ. Очевидно, что подобные решения в каждом случае должен также принимать суд», — подчеркивает Казарян.
Вместе с тем решение суда пока не способно существенно изменить облик европейского интернета — речь идет всего лишь о странице ответов поисковой системы Google.
«Евроинтернет логично представлять себе в виде совокупности европейских сайтов или пользователей, проживающих в Европе, или и то и другое. А ни тех ни других суд ни к чему не обязывал. Что же касается ответов Google, то их полнота несколько уменьшится, поскольку если та или иная информация будет признана устаревшей или иррелевантной, то ее придется удалить, — говорит эксперт-консультант инвестиционного холдинга «Финам» Леонид Делицын. —
Однако если суд пойдет дальше и обяжет удалять информацию не только поисковые машины, но и сайты, тогда евроинтернет станет добрее и политкорректнее.
Никто ведь не будет требовать удалить похвалы и лесть — будут просить удалить порочащую информацию», — поясняет эксперт.