Европейский комиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния выступил с заявлением, в котором говорится, что Google недобросовестно ведет себя на интернет-рынке. По словам комиссара, в поисковой выдаче Google ставит свои сервисы выше, чем сервисы конкурентов. Например, если вбить в поисковую строку название песни, то первой выскочит ссылка на Play Music и только потом на другие музыкальные сервисы.
Таким образом, по мнению Альмунии, это противоречит принципам свободной конкуренции и препятствует ей. Еврокомиссар в своих заявлениях опирается на многочисленные жалобы интернет-компаний, которым сложно продвигать свои услуги из-за того, что предложения от Google высвечиваются выше, чем предложения этих компаний.
Примечательно, что Google уже корректировала поисковую выдачу в Европе, чтобы соответствовать антимонопольным законам ЕС, но этого Брюсселю, видимо, недостаточно.
В своем послании Альмуния говорит о намерении принять дополнительные меры в адрес крупнейшего в мире поисковика.
Эксперты считают, что такими методами Еврокомиссия защищает не пользователей. Так, старший научный сотрудник РАНХиГС, экономист Вадим Новиков считает, что эти действия европейских властей — злоупотребление антимонопольными законами. «Они направлены не на защиту потребителей, а на защиту конкурентов Google. По сути, Еврокомиссия хочет ограничить конкуренцию», — заявил Новиков.
Однако Шамиль Курамшин, аналитик ИК «Фридом Финанс», считает, что для Google не все потеряно, ведь это не только поисковая машина, но и целый набор сервисов, которые создавались как раз для того, чтобы минимизировать затраты пользователей на поиск и покупку конечных продуктов.
«Если Google докажет, что обеспечивает более низкую цену за счет минимизации собственных издержек, скажем, за счет эффекта масштаба, то Еврокомиссия ничего не сможет предъявить, так как ни о каком демпинге не идет пока речь», — уточнил эксперт.
Эту тему продолжает и Новиков. Он напоминает, что бизнес Google заключается в поиске ответов на вопросы пользователей и было бы странно, если бы она вместо того, чтобы отвечать на вопросы самой, указывала, кто еще мог бы это делать. По существу, поиск гостиниц или ресторанов ничем принципиально не отличается от поиска веб-страниц. «Такое справочное бюро не нужно ни в офлайновой жизни, ни в онлайновой. Было бы странно обвинять компанию, что она выводит именно свои результаты поиска, а не чужие или свои на равных условиях с чужими», — добавил эксперт.
Игорь Клюшнев, начальник департамента торговых операций ИК «Фридом Финанс», считает, что нападки на Google будут продолжаться, так как другие компании не будут мириться с тем, что их сайты располагаются в результатах поиска дальше, будучи более подходящими запросу. Другое дело, что это необходимо доказать, что, как считает эксперт, будет сложно. «Google, как никакая другая компания, понимает, как работает поиск, и, соответственно, ей значительно проще создать ресурс, который будет точнее подходить запросу пользователя, чем другим», — заявил он.
По мнению опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, больше всего от санкций Еврокомиссии могут пострадать потребители.
Игорь Клюшнев также напоминает, что компания обладает информацией о том, как и что ищут люди, как меняются тренды запросов и на чем в итоге человек поиск останавливает. Это все, по мнению эксперта, огромное конкурентное преимущество, которое у Google будет в любом случае.
Google может стать не первой жертвой антимонопольных служб ЕС.
Ранее в аналогичной ситуации оказалась Microsoft, которая из-за европейских властей была вынуждена поставлять операционную систему Windows 7 в страны ЕС без проигрывателя Windows Media Player и браузера Internet Explorer. В Windows 7 было включено специальное меню, которое позволяло пользователю самостоятельно загрузить необходимый браузер.