Произвольная программа в Саранске сложилась у Аделины Сотниковой не так удачно, как короткая: олимпийская чемпионка сделала «бабочку» вместо одного из прыжков, упала на каскаде и в целом выступила с облегченной артистической и технической частью. Из-за этих ошибок в итоговом протоколе она пропустила вперед подругу по сборной Анну Погорилую, которая откаталась практически безупречно.
Сложно назвать это неожиданностью. Напомним, что этот старт – по факту первый более-менее крупный турнир Сотниковой после Олимпиады в Сочи. Да, она могла его выиграть, и это подарило бы очередной красивый заголовок для истории фигуристки. Но, в конце концов, Сотникова продолжила карьеру не ради «бэшек» и «челленджеров».
Сама фигуристка после проката заявила, что была готова к такому развитию событий. Утром Аделина провела прекрасную тренировку. На ней фигуристка пробовала и более сложные каскады, включая комбинацию лутц-риттбергер, и эмоции дала совсем другие. Это – та самая работа на будущее. В том числе на московский финал Гран-при, где ставки будут куда выше.
— Этот прокат – такой черновой набросок, — отметила Сотникова после своей произвольной. — Тренировка, проба сил. Расстраиваться не из-за чего. Я катала облегченный вариант – каскады и прыжки должны быть другими. Рада, что после ошибки на втором каскаде сумела перестроиться, посчитать и не ошибиться с количеством и составом каскадов, чтобы не уйти за это в минус по баллам. Даже если что-то не получается, я все равно иду на элемент, все равно делаю. И это тоже радует.
— Многие спортсмены, которым пришлось делать перерыв в карьере, говорят о том, как сложно бывает вернуть специфический навык соревнований. Вы чувствуете это на себе?
— Абсолютно так и есть. Открытые прокаты и турнир Japan Open, которые у меня были, тоже в какой-то степени похожи на соревнования. Но не совсем. А здесь головой все воспринимаешь иначе. Раз международные соревнования, хочется показывать максимум. А максимума-то пока и нет.
— Вы очень эмоционально начали свою произвольную программу, но после первого каскада словно сбросили все и дальше сосредоточились на элементах.
— По ощущениям вначале я старалась погрузиться в музыку. Думала, что это поможет на прыжках. Но после первого каскада поняла, что это не так. И если я и дальше буду вся на чувствах, ничего хорошего не выйдет.
— Утром на тренировке вы показали совсем другой в плане эмоций прокат – яркий, пробирающий до мурашек. Примерно так вы видите эту произвольную в идеале?
— Скорее да, чем нет. Работа над техникой и эмоциями всегда идет параллельно, даже когда катаешь макет. Чтобы не было так: музыка — отдельно, а программа — отдельно.
— Часто приходится слышать, что большой титул, особенно олимпийский, меняет отношение соперников к человеку. Все еще яростнее стремятся его обыграть. Другие заведомо теряются. У вас нет ощущения, что сейчас с точки зрения этой внутренней атмосферы для вас в раздевалке, на разминке и т.д. что-то изменилось?
— Нет. Сама я стараюсь об этом титуле не думать. Не хочу. Мне предстоит кататься еще года четыре как минимум (улыбается).
Будет странно, если я стану выходить с мыслями: ах, я олимпийская чемпионка, у меня другой уровень – и ничего при этом не делать (смеется). А о том, мотивирует ли как-то других мое присутствие, лучше спрашивать не меня. Я могу говорить только о том, что сама чувствую.
На самом деле, личность с таким статусом, как Сотникова, – как фрак или форменное платье. Когда их надеваешь, осанка, походка и ощущение себя сразу становятся другими. Это вещи, которые заставляют человека приосаниться. Так и присутствие олимпийской чемпионки на турнире заставляет других выжимать из себя чуточку больше — в Саранске это было очень заметно. Даже если она сама не вызывает у них ни малейшего негатива (бывает и наоборот, взять хотя бы женский теннис).
— Аделина ведет себя адекватно, никаких звезд там нет и в помине. Она такой же спокойный человек, каким была всегда. Иногда даже забываешь о том, что она олимпийская чемпионка, — заметила ставшая в Саранске третьей Мария Артемьева.
Еще одним ярким впечатлением турнира стала Анна Погорилая. Концовка прошлого сезона и начало нынешнего дались фигуристке непросто: она грешила нестабильностью, допускала досадные срывы. Совсем недавно на турнире в Братиславе после неудачной короткой программы ей пришлось выбираться аж с девятого места. Масла в огонь добавили активно ходившие по весне разговоры о ее желании сменить тренера.
Но в Саранске Погорилая напомнила, почему одним из главных ее качеств инсайдеры от фигурного катания называют характер: правильный, с нужным процентом спортивной злости.
«Эта девочка просто так свое не отдаст», — сказал как-то про нее один вовсе не склонный к лишним сантиментам тренер.
Уже в четверг фигуристка провела блестящую тренировку, на которой, что нетипично для турнира такого уровня, откатала произвольную программу целиком со всеми прыжками и без единой ошибки. В таком же духе Погорилая провела весь турнир, намекнув, что, прикидывая расклады на сезон, ее точно не стоит сбрасывать со счетов.
Не будет большим преувеличением сказать, что на такое выступление Погорилую во многом сподвигло присутствие Сотниковой.
— Думаю, это выступление придаст мне уверенности, — заметила Анна до начала соревнования. — В том числе потому, что здесь пришлось соревноваться с Аделиной. Разминаться с ней в одном зале и т.д. Это здорово, в том числе в смысле мотивации и соперничества.
— Вы ведь уже не раз и не два выступали вместе на одном турнире. По идее, должны были привыкнуть.
— Просто я в принципе обращаю внимание на такие вещи. Мне интересно. На турнире в Братиславе я, например, выступала вместе с Женей Медведевой. Конкуренция всегда подстегивает. Это и приятно, и полезно.
— В этом сезоне наконец все сильнейшие россиянки в строю. Вернулись Сотникова и Юлия Липницкая. Даже по скромным подсчетам, на чемпионате России за медали будут бороться шестеро.
— Это круто.
— А то, что мест в сборной всего три?
— Это обидно. Шесть было бы, конечно, лучше. Но мы все настроены бороться, ничего другого не остается.
Параллельно с соревнованиями в Саранске проходили небольшие турниры во Франции и Канаде. В контексте женских разборок в сборной России особенно интересна Ницца, где выступала действующая чемпионка мира Елизавета Туктамышева.
В короткой программе ученица Алексея Мишина сорвала все прыжковые элементы и набрала непривычно скромные для себя 59 с хвостиком баллов. Но за счет произвольной программы сумела выбраться на итоговое первое место, опередив Алену Леонову меньше чем на балл. Этой досадной осечки вполне достаточно, чтобы всерьез разозлить и саму Туктамышеву, у которой с характером тоже все в порядке, и ее опытнейшего тренера.
Единственной, кто пока не показался на соревнованиях из российской «большой шестерки», стала Елена Радионова, которую, скорее всего, придется ждать до Гран-при. Но ее программы (тяжелая артиллерия в виде поднимающих зал хитов Лары Фабиан и Селин Дион, постановки Николая Морозова) все имели возможность оценить на открытых прокатах в Сочи.
Вот и получается, что в фигурном катании у нас в новом сезоне – бенефис прекрасных девушек. Во всех видах хватает и интриг, и героев. Но таких звездных войн на льду, какие ожидаются в женском одиночном катании, не будет, пожалуй, нигде.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице фигурного катания.