Закрытие «Маруси» состоялось. Когда несколько дней назад обанкротившаяся команда перешла под внешнее управление, у нее еще оставался крошечный шанс на выживание. Но за столь короткий срок команда антикризисных менеджеров не нашла спонсоров, готовых покрыть долги аутсайдера. В пятницу распространилась информация, что конюшня прекращает свое существование, а все ее сотрудники уволены. Ее подтвердил Джефф Роули, представляющий компанию, которой перешли активы «Маруси».
«Это очень печально, — заявил менеджер. — Команда имела поддержку в Великобритании и в мире, но она вынуждена прекратить деятельность и захлопнуть свои двери.
Хотя «Маруся» добилась прогресса за довольно короткий период времени, для поддержания ее активности в «Формуле-1» нужны большие средства. Мы хотим поблагодарить всех сотрудников за поддержку в этот трудный период».
Давно было известно, что «Маруся» не выступит на ближайшем Гран-при Бразилии, но теперь ее не стоит ждать и на Гран-при Абу-Даби. «Катерхэм», другая команда, переживающая столь же трудные финансовые времена, еще остается на плаву и начала сбор денег у болельщиков, чтобы сыграть дембельский аккорд в ОАЭ.
Многие поклонники «Формулы-1» ошибочно думают, что «Маруся» была первой российской командой в «Формуле-1». Но это не так. Бело-сине-красный флаг впервые появился в «королевских гонках» в 2006 году. Группа компаний «Мидланд» приобрела британскую конюшню «Джордан», назвала ее в свою честь и зарегистрировала как российскую — одним из владельцев «Мидланда» был канадец Александр Шнайдер, родившийся в СССР и еще до его распада эмигрировавший в Израиль.
«Мидланд» провела всего один сезон в «Формуле-1», даже не сохранив до его конца первозданное название — последние четыре гонки команда была известна как «Спайкер». Далее она перешла под контроль индийских бизнесменов и до сих пор выступает под именем «Форс-Индия».
Через четыре года после исчезновения «Мидланда» российский след вернулся в самую престижную гоночную серию. Спонсором только что созданной британской команды «Верджин» Ричарда Брэнсона стал российский производитель спорткаров «Маруся Моторс» — лицом его являлся шоумен Николай Фоменко, известный любовью к автогонкам. Два года команда выступала под британским флагом, после чего бывший член группы «Секрет» добился ее обрусения.
В 2012 году команда переименовалась в «Марусю» и стала выступать под российским флагом. Она сохранила красно-черные цвета болида и своего лидера — немца Тимо Глока. Вместо бельгийца Жерома д'Амброзио был приглашен француз Шарль Пик.
«Верджин» за два года существования не добилась никаких успехов и стала причисляться к командам-аутсайдерам. Недобрую славу переняла и «Маруся», которой приходилось мечтать не то что об очках, а даже о выходах во второй сегмент квалификаций. Хотя определенный прогресс у российской дружины был.
После провального сезона 2012 года команда сменила состав пилотов, приняв молодых и амбициозных Жюля Бьянки и Макса Чилтона. Француз смог финишировать 13-м в Малайзии, обеспечив команде предпоследнее место в Кубке конструкторов перед «Катерхэмом», а британец классифицировался во всех 19 гонках — ни одному новичку не удавалось так стабильно начать карьеру.
Серию из финишей Чилтон продолжил в 2014 году, доведя ее до рекордных 25 гонок. Впервые пилот «Маруси» не смог финишировать в Монако, когда пострадал от столкновения с Кими Райкконеном.
Но та гонка стала в итоге самой успешной для российской команды. Бьянки стал девятым (восьмым без учета штрафа) и принес конюшне первые за три года очки, подняв «Марусю» на девятую позицию в споре конструкторов. До сих пор она удерживает это место, опережая «Катерхэм» и «Заубер».
Однако еще до этого успеха за судьбу команды стало тревожно. По-тихому с рынка ушла «Маруся Моторс», оставив команду фактически на самообеспечении. А она, обделенная спонсорским вниманием, по определению не могла протянуть долго. Продержаться ей удалось до первого Гран-при России, в котором выступить удалось одному Чилтону. Чуть ранее в Японии Бьянки попал в тяжелую аварию, погрузившую его в кому.
Трагедии сопровождали «Марусю» и ранее. На заре создания команды ее тест-пилотом стала эффектная испанка Мария де Вильота. Поверить красно-черный болид в боевых условиях ей не довелось. В июле 2012 года она столкнулась с грузовиком во время испытательного заезда. Итогом аварии стали травмы головы и потерянный глаз. Тезка собственной команды вернулась к нормальной жизни и написала книгу «Жизнь — это дар», но через год умерла в своем гостиничном номере из-за кровоизлияния в мозг.
Россия остается представленной в «Формуле-1» Даниилом Квятом — этот сезон он доезжает в «Торо Россо», а через год пойдет на повышение в «Ред Булл».
Когда же ждать появления новой, третьей российской команды, пока неизвестно. Быть может, этим заинтересуется бизнесмен Виктор Харитонин, недавно купивший трассу Гран-при Германии «Нюрбургринг», или еще кто-либо из состоятельных поклонников больших скоростей, но загадывать на этот счет нет смысла.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.