Сейчас кажется, что вопрос «Стоит ли проводить в России «Формулу-1»?», еще совсем недавно звучавший со страниц многих зарубежных СМИ, в том числе крупных (последним аргументом стала, как нетрудно предположить, ситуация на Украине), больше не актуален.
Любители побурчать, конечно, не пропали насовсем. Кому-то по ходу уикенда не нравились спящие в пресс-центре журналисты, другим – матрешки с лицом Льюиса Хэмилтона, которые некий умелец в преддверии российского этапа выставил на продажу на ebay.
Улыбку вызывает и главная претензия, звучавшая в адрес Гран-при России. Многие любители автоспорта из числа болельщиков и журналистов сочли гонку «чрезмерно скучной». И задались вопросом: стоило ли строить новый трек, если гонка на нем оказалась похожа на все предыдущие?
Но такого рода претензии периодически звучат в адрес «Формулы-1» уже который год — и сейчас, когда в «королевском классе» доминирует «Мерседес», и тогда, когда там практически безраздельно царил «Ред Булл». Да и не совсем понятно, каким образом организаторы российского этапа могли бы расцветить сценарий гонки. Не кочек же добавить, в самом деле.
В реальности мелких стычек, противостояний и обгонов в Сочи хватало. А на крупные и потенциально опасные всего неделю спустя после трагического инцидента на Гран-при Японии никто бы сознательно и не пошел. Не для того за 12 минут до гонки пилоты, встав в круг, устраивали акцию в поддержку лежащего сейчас в коме после той аварии Жюля Бьянки.
Кто хотел найти для себя что-то интересное, тоже не остался у разбитого корыта.
Например, многие обратили внимание, что в свободных практиках как никогда близко по скорости к «Мерседесам» оказался «Макларен». Правда, в самой гонке Дженсон Баттон и Кевин Магнуссен не смогли бросить вызов Льюису Хэмилтону и Нико Росбергу, а в борьбе за пьедестал оба уступили еще и Валттери Боттасу из «Уильямса». Тем не менее, благодаря уикенду в Сочи, Баттон и Магнуссен еще раз напомнили, что девизом их команды, как и партнера британской конюшни — бренда Gillette, является постоянный поиск собственных технических и инженерных инноваций.
Тем же самым вопросом – стоит ли овчинка выделки? — наверняка задавались и в России.
Однако еще в середине гоночного уикенда было очевидно, что этап «Формулы-1» в Сочи получается даже более удачным, чем можно было ожидать. Воскресная гонка эти впечатления только укрепила.
Нет ничего удивительного, что все, от кого зависит будущее этапа российского этапа «королевских гонок» как с одной, так и с другой стороны, на волне первого успеха дали понять, что настроены более чем позитивно.
Накануне организаторы Гран-при России анонсировали запланированную на ноябрь пресс-конференцию, на которой обещали подробнее рассказать о будущем сочинской трассы. Первоначально «Сочи Автодром», напомним, задумывался как нестационарный. Однако не исключено, что эта концепция будет пересмотрена и в Олимпийском парке появится постоянное кольцо. И это еще один эффект «Формулы-1».
Основные аргументы за очевидны. Первый – человеческий фактор. Не будет большим преувеличением сказать, что в минувший уикенд сбылись мечты огромного количества людей, а в этом по большему счету и состоит главная задача большого спорта и большого шоу-бизнеса.
В первую очередь речь о фанатах «королевы автоспорта», для которых Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Дженсон Баттон, а также их выдающиеся предшественники в «Формуле-1» успели, как часто происходит с кумирами, стать практически родными людьми. Но до октября нынешнего года существовали только в телевизоре.
Неслучайно в преддверии Гран-при России по сети снова пошли гулять истории российских поклонников «Формулы-1», годами ездивших за ней в Европу без денег, без билетов и информации, но со страстью в сердце.
Теперь мечта приехала к ним. Пусть в денежном смысле домашний этап с точки зрения болельщиков и не выигрывает у прочих, но добраться в Сочи многим людям по-прежнему проще, чем за границу, где есть визы и языковой барьер.
К тому же к гонке в Сочи было приковано внимание не только преданных фанатов, но и огромного числа неофитов. К российскому Гран-при приобщали свою аудиторию не только спортивные СМИ, но и популярные блогеры вроде Мирославы Думы или суперуспешного Instagram-проекта «Следуй за мной», имеющего 1,8 млн подписчиков.
А за телетрансляцией, судя по социальным сетям, следила не только постоянная аудитория «Формулы-1», но и те, кто, услышав о пятом месте Даниила Квята в квалификации, были уверены, что это прямой путь на подиум. А после 14-го места российского пилота «Торо Россо» в самой гонке сделали наиболее логичный с обывательской точки зрения вывод – парень перегорел.
Какая-то часть из них наверняка быстро забудет про автогонки, но некоторые в следующем году захотят вернуться снова.
Наверняка остался доволен и бизнес. Спрос на билеты в Сочи на период проведения Гран-при оказался едва ли не сопоставим с олимпийским. Не внакладе остались и местные гостиницы самого разного уровня, и службы такси. Да и найти столик в ресторанах в окрестностях Олимпийского парка в воскресенье вечером было крайне затруднительно.
И пусть окупить непосредственные затраты на организацию и проведения этапа самой престижной серии в мировом автоспорте вряд ли возможно, слишком велики расходы на лицензию, строительство трассы и т.д., приведенных выше аргументов, скорее всего, окажется вполне достаточно для того, чтобы государство продолжило поддерживать формулический проект.
Нынешний контракт с генеральным промоутером «Формулы-1» Берни Экклстоуном, заключенный в 2010 году, рассчитан на семь лет и подразумевает возможность продления.
Ведь есть и еще один фактор – имиджевый. Оценивать эту категорию объективно достаточно сложно. Однако перспектива каждый год видеть у себя кумиров сотен тысяч человек по всему миру, расточающих похвалы России и ее гостеприимству, действительно кажется чрезвычайно заманчивой.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.