Ничто не предвещало, что квалификация Гран-при США станет какой-то особенной по сравнению с другими отборочными заездами, предшествующими прочим этапам «Формулы-1» этого сезона. Однако из-за форс-мажорных обстоятельств в ее формат пришлось вносить срочные изменения.
До трассы «Америк» в Остине не смогли добраться команды-аутсайдеры «Маруся» и «Катерхэм». Их поразили финансовые проблемы, не позволившие даже перелететь за океан. Это означало, что число участников Гран-при сокращалось с 22 до 18, и квалификация могла приобрести запах фарса. По итогам первой сессии пришлось бы вылетать не шести пилотам, а всего двум.
Решение о том, сколько пилотов выходит из борьбы за поул, принимается перед каждым новым сезоном и не должно меняться в течение года. Но в этот раз было сделано исключение. В США квалификацию будут поэтапно покидать четыре самых медленных гонщика.
До начала Гран-при существовала возможность того, что в квалификации и вовсе выступят только 17 пилотов. Гонщику «Ред Булла» Себастьяну Феттелю требовалась полная замена силовой установки, что карается стартом с пит-лейна.
Какой смысл в таком случае выступать в квалификации и тратить ресурсы нового мотора? Немец хотел с трибун посмотреть субботние заезды, но его все-таки уговорили выйти на старт.
Во-первых, ради уважения американской публики, которая не прочь лишний раз увидеть четырехкратного чемпиона мира в деле. А во-вторых, в случае неучастия на Феттеля могло распространиться правило 107%. Оно гласит следующее: те, кто в квалификации не покажет время, не превышающее на семь процентов результат победителя первой сессии, могут быть не допущены к гонке. Сидеть в VIP-ложе с попкорном еще и в воскресенье немцу явно не хотелось.
Феттель был не единственным, кто участвовал в квалификации, зная, что своего законного места на стартовой решетке он не получит. Дженсон Баттон слишком поздно поменял коробку передач и нарвался на штраф в пять позиций.
Более суровая кара ждала российского пилота Даниила Квята. Ему необходимо было заменить двигатель внутреннего сгорания, а это стоит падения на десять мест.
Фактически ему сразу пришлось вести борьбу за седьмой, восьмой или девятый ряд. Первый грозились занять пилоты «Мерседеса», выигравшие все тренировки, а еще пять — соперники с более надежными моторами.
Поначалу казалось, что Квяту все равно, откуда стартовать — первая его попытка вышла слабой. Но в следующей он серьезно улучшил время и стал 13-м. Он прошел во второй сегмент. А по итогам первого покинули квалификацию нарочно ехавший медленно Феттель, напарник россиянина по «Торо Россо» Жан-Эрик Вернь, Эстебан Гутьеррес и Ромен Грожан.
Промежуточный поул выиграл лидер чемпионата мира Льюис Хэмилтон, а за ним расположились два пилота «Уильямса» — Фелипе Масса и Валттери Боттас.
В пятницу они не выделялись на фоне других пилотов, а в субботу раскрылись. Временное четвертое место досталось Нико Росбергу, не теряющему пока надежду стать триумфатором сезона.
Немец проявил себя в Q2. В первой попытке он раньше остановил секундомер, чем Хэмилтон, после чего британец решил лишний раз передохнуть перед решающей сессией. Второй результат Росберга оказался чуть ли не на секунду лучше, чем у напарника, — это была явная заявка на поул-позицию.
После второй части квалификации по боксам разбрелись Пастор Мальдонадо, Серхио Перес, Нико Хюлькенберг и Даниил Квят — больше напрягаться россиянину не было смысла из-за штрафа. Главным сюрпризом сессии стало попадание Адриана Сутиля в десятку — на протяжении всего сезона скромному пилоту «Заубера» это не удавалось.
Немец не стал развивать успех и добровольно остался десятым. Остальные пилоты продолжили выяснять отношения в финале. Предсказуемо первую попытку выиграли «Мерседесы», причем Росберг на 0,161 секунды обогнал Хэмилтона. «Уильямсы» в первую волну уступили только немецкой конюшне.
Под занавес квалификации Росберг смог улучшить результат, едва не выехав из 96 секунд. Хэмилтон ничем не ответил, и немец завоевал девятую в сезоне поул-позицию.
Боттас и Масса заняли второй ряд стартовой решетки. Даниэль Риккардо стал пятым, а вслед за ним — Фернандо Алонсо. Седьмое место досталось Баттону, но он пропустит в воскресенье вперед себя Кевина Магнуссена, Кими Райкконена, Сутиля, Мальдонадо и Переса.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.