Сезон «Формулы-1» входит в завершающую стадию. Ноябрь — последний месяц, когда в этом году еще можно увидеть захватывающие «королевские гонки». Эпилог 65-го чемпионата мира начинается за Атлантическим океаном — в техасском городке Остине на трассе «Америк».
Гран-при США начался с нескольких неприятных событий. Не смогли по маршруту Христофора Колумба отправиться в Новый Свет сразу две команды — российская «Маруся» и малайзийский «Катерхэм». Нет, не Хэллоуина испугались эти конюшни, а новых долгов.
У обеих команд непростые с финансовой точки зрения времена. Им пришлось перейти под внешнее управление, чтобы хоть еще ненадолго остаться на плаву. Не факт, что мы увидим двух аутсайдеров в следующем году, да и никто уже не гарантирует их возвращение в этом. Вообще-то, пропуск этапа является грубым нарушением договора согласия, регулирующего отношения «Формулы-1» с Международной автомобильной федерацией. Но «Марусе» и «Катерхэму» пошли навстречу и позволили не приезжать в США. Команды не хотят лететь и в Бразилию, но про финальный Гран-при Абу-Даби речь еще не шла — быть может, там-то они еще поборются за разыгрываемые двойные очки.
Как бы то ни было, американские зрители не увидят ни Маркуса Эрикссона, ни Камуи Кобаяси, ни Макса Чилтона. Жюль Бьянки отсутствует в Остине по понятной причине — он все еще находится в тяжелом состоянии после аварии на Гран-при Японии.
18 пилотов в одной гонке — такого низкого «поголовья» не было давно. Вспомнить можно разве что Гран-при США 2005 года, когда из-за скандала с шинами на старт вышли всего шесть гонщиков. «Формуле-1» не везет с покорением Американского континента, но если тогда «королевским гонкам» пришлось надолго покинуть США из-за резкого падения интереса, то сейчас последствия пропуска этапа двумя командами не должны быть такими плачевными.
Основных фаворитов техасская публика должна увидеть. Правда, и с их показом в полном объеме едва не возникла осечка.
Квалификацию Гран-при США хотел пропустить чемпион последних четырех лет Себастьян Феттель. Все дело в пятой за сезон смене силовой установки. По правилам, это карается стартом с пит-лейн независимо от результатов отборочных заездов. Квалификация теряла всякий смысл для немца, вот он и решил поберечь мотор до конца сезона.
Организаторы Гран-при США высказали недовольство планами Феттеля, хотя они сами не могут не признавать абсурдность существующей системы штрафов в «Формуле-1». В «Ред Булле» решили не раскачивать лодку и все-таки уговорили пилота выйти на старт квалификации — иначе к нему могли бы применить правило 107%. Но, по-видимому, кроме как в первой сессии Феттель выступать не станет.
Квалификация, кстати, из-за отсутствия четырех пилотов пройдет в новом формате. Если раньше после каждых сегментов вылетали по шесть пилотов, то теперь число неудачников Q1 и Q2 сокращено до четырех. В последней части квалификации по-прежнему выступят десять самых быстрых гонщиков.
Кого же стоит ожидать там? В первую очередь непререкаемых фаворитов сезона — пилотов «Мерседеса». Льюис Хэмилтон и Нико Росберг уже принесли команде первый в ее истории Кубок конструкторов, и теперь им остается только решить, кто из них пополнит трофейный шкафчик личной наградой.
Больше шансов на успех у британца, уже выигрывавшего чемпионат мира в 2008 году. Он опережает напарника на 17 баллов и не знает поражений уже на протяжении четырех этапов. Более того, в недолгой формульной истории трассы «Америк» уже зафиксирован один успех Хэмилтона — в 2012 году он сумел опередить самого Феттеля, в те годы казавшегося непобедимым.
Мотивации на победу в это воскресенье у Льюиса должно быть достаточно. Он может не только укрепить лидерство в чемпионате, но и стать первым британцем, одержавшим десять побед за сезон (больше было только у Феттеля и Михаэля Шумахера), и седьмым пилотом, кто пять раз подряд первым видел клетчатый флаг. Если Хэмилтон во второй раз в карьере выиграет Гран-при США, то сравняется по победам с Фернандо Алонсо, который на пять сезонов дольше выступает в «Формуле-1».
Росбергу пора активизироваться, если он хочет завоевать чемпионство. Двойные очки в Абу-Даби делают концовку сезона непредсказуемой, и чтобы ее очертания хоть как-то вырисовались, немцу надо начать обгонять напарника.
Это ему давно не удавалось — со времен Гран-при Бельгии. В США Нико никогда не добивался существенных успехов, но в эту пятницу демонстрировал равные результаты с Хэмилтоном в свободных практиках — вечером он уступил всего 0,003 секунды.
Судя по результатам тех заездов, претендентов на оставшееся призовое место довольно много. Днем хорошо смотрелись пилоты «Макларена» — правда, Дженсону Баттону придется стартовать на пять позиций дальше из-за смены коробки передач. Во второй тренировке подтянулись к лидерам пилоты «Феррари» и Даниэль Риккардо, который остается единственным пилотом не из «Мерседеса», кто одерживал победу в этом сезоне. «Уильямс» дал о себе знать в лице Фелипе Массы, в то время как Валттери Боттас стал только один раз девятым, а в другой тренировке был заменен тест-пилотом Фелипе Насром.
Для российского пилота Даниила Квята Остин — особое место. Именно здесь начался его путь в «Формуле-1», когда в прошлом году он на правах тест-пилота «Торо Россо» подменил Жана-Эрика Верня в пятничной практике.
В Америке от Квята можно ждать удачного выступления — в тренировках он выглядел более чем достойно, заняв сначала четвертое место, а потом седьмое. Наверняка ему захочется реабилитироваться за неудачное выступление дома в Сочи, а заодно и продолжить набирать очки, которых у него не было с лета.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.