«Приглашение от Спаллетти стало сюрпризом»
— Для многих ваше появление в тренерском штабе «Зенита» стало неожиданностью…
— Сюрпризом приглашение в ассистенты Лучано Спаллетти стало и для меня. Естественно, я его принял. После работы в академии «Зенита» это шаг вперед.
— Среди нынешних воспитанников академии «Зенита» видели вторых Радченко, Саленко, Аршавина?
— Перспективные ребята есть. Сужу об этом не понаслышке: два последних года работы в академии занимался не с конкретной командой, а индивидуально с самыми перспективными нападающими. Хочется надеяться, что в ближайшее время в основном составе «Зенита» мы увидим воспитанников клубной академии.
— При нынешней системе ценностей в российском футболе, когда руководители клубов не жалеют десятков миллионов евро на приобретение уже готовых звезд, представится ли такой шанс перспективным российским ребятам?
— Шанс есть у всех. К великому сожалению, у многих ребят уже в 16—17 лет закрадывается мысль: в команду премьер-лиги все равно не попаду, нужно искать другие пути в жизни. Это неправильный подход. В «Зените» селекционный отдел отслеживает всех мало-мальски перспективных ребят, и их прогресс не остается незамеченным.
«За обучение заплатил сам»
— Лицензию, позволяющую работать с детскими командами, вы получили в Испании, а сертификат для того, чтобы тренировать профессионалов, предпочли иметь отечественный…
— У меня сейчас лицензия А, позволяющая работать ассистентом главного тренера в клубах премьер-лиги. Обязательно буду продолжать учебу и получу лицензию PRO, с которой можно работать и в Европе. Приехав из Испании, я не имел конкретной работы и решил, что самое время получить нужную лицензию. Заплатил за обучение из своих личных средств. После десяти лет жизни в Испании с кратковременными выездами на заработки в Японию и Хорватию твердо решил вернуться домой. Перед тем как поступить на учебу, поговорил со многими своими друзьями из мира футбола, и все без исключения дали положительные отзывы о российском лицензионном центре. После обучения могу к ним присоединиться.
— Методики обучения в детских школах в Испании и России разнятся?
— Большой разницы не заметил. Испанская система немного отличается от голландской, по которой сейчас работает академия «Зенита». В Испании больше времени уделяется техническим приемам, а в остальном все примерно одинаково.
— Почему же результаты разные?
— На этот вопрос у меня нет конкретного ответа, и искать его нужно всем специалистам, работающим в детско-юношеском футболе. Возможно, все дело в менталитете. Причем не самих юных футболистов, а их родителей.
«За Черышевым в Мадриде следили»
— В свое время вы перешли из «Зенита» в «Спартак», и никто не счел вас предателем, как Владимира Быстрова…
— Мне было 19, когда я уехал еще из Ленинграда в Москву. В «Спартаке» уже тогда очень хорошо работала селекционная служба. Это вообще отличает клубы топ-уровня. В «Барселоне» или «Реале» на карандаше скаутов все мало-мальски перспективные мальчишки, играющие в чемпионате Испании среди детских команд. Помню, как в один прекрасный день к моему хорошему товарищу Дмитрию Черышеву, жившему в Хихоне, просто позвонили в дверь квартиры и сказали: «Мы хотим пригласить вашего сына в академию мадридского «Реала». Естественно, Дмитрий ни секунды не раздумывал, и игрок молодежной сборной России Денис Черышев прошел школу в одном из лучших клубов мира. Даже тренировался с Криштиану Роналду! При этом «Реал» создал все условия не только для самого юного футболиста, но и для его семьи, переехавшей в Мадрид. История переезда 12-летнего Лионеля Месси, маме которого «Барселона» предложила должность уборщицы в офисе клуба, также общеизвестна.
— В Россию возможно таким же образом привозить юные таланты если не из Венесуэлы, то из Белоруссии или Таджикистана?
— Не просто возможно, но и необходимо. Просто в клубах, заинтересованных в пополнении собственными воспитанниками и развитии собственных академий, должны быть занимающиеся именно этим вопросом сотрудники. Ведь в 12—14 лет парню сложно отправляться за тридевять земель в другую, пусть и близкую ему по менталитету, страну. Да и не каждый родитель отпустит сына. Стало быть, нужно искать возможности для переезда всей семьи.
— Возвращаясь к вашему переходу из «Зенита» в «Спартак», не могу не поинтересоваться: должны ли болельщики воспринимать подобные трансферы негативно?
— Когда Быстров возвращался из «Спартака» в «Зенит», я даже предположить не мог, что фанаты организуют ему столь «теплую» встречу. В те времена, когда я играл, отношения и между футболистами, и между болельщиками были совершенно другие. Во всяком случае, предателем меня никто не объявлял. Все понимали, что перспективный футболист переходит из переживающего не лучшие времена питерского клуба в ряды чемпионов страны. Вряд ли я бы добился чего-то в футболе, если бы не уехал в Москву в 19 лет. Сейчас мы больше ориентируемся на опыт европейских грандов, и переходы из одного российского топ-клуба в другой воспринимаются приблизительно так же, как в Испании трансфер из «Барселоны» в «Реал».
«Касильяс не уйдет в «Барсу»
— В Испании сейчас обсуждают возможность перехода Икера Касильяса в каталонский клуб…
— Мне кажется, это невозможно. Касильяс — это не просто вратарь «Реала», это легенда клуба. Его икона, если хотите. Сам Икер на это никогда не пойдет. Ну а для создания ажиотажа вокруг футбола в Испании используют любые, даже самые невероятные слухи.
— Возможно ли воспитать болельщиков так, чтобы трансферы футболистов воспринимались как шаг в профессиональной карьере, а не предательство интересов клуба?
— У болельщиков настолько своеобразное видение футбола, свое понятие о кодексе чести, своя субкультура! Хотелось бы как минимум видеть от фанатов поддержку футболистов, а не оскорбление.
— Получившего приглашение тренировать ЦСКА Виктора Онопко армейские фанаты заставили поцеловать сине-красную «розу» в знак отречения от спартаковского прошлого. Вас после возвращения в Питер никто не заставлял отрекаться от «красно-белого влияния»?
— Такого, к счастью, не было. От своих питерских корней я не отрекался ни в «Спартаке», ни в «Депортиво». С болельщиками «Зенита» у меня сложились хорошие отношения, да и с момента моего отъезда в Москву прошло уже больше двадцати лет. То поколение болельщиков уже давно забыло подробности.
— Поддерживаете ли вы дружеские отношения с Дмитрием Поповым, с которым вместе играли в «Спартаке» и «Депортиво»?
— Между футболистами нет такой вражды, как между фанатами. Особенно после завершения игровой карьеры. Поддерживаю отношения не только с Поповым, но и с Онопко, Карпиным, Мостовым. Мы не один пуд футбольной соли съели, чтобы нынешнее противостояние наших клубов отразилось на личных отношениях.
Продолжение следует….