Главными событиями, которые в преддверии гоночных выходных обсуждались в кулуарах «большого цирка», стали изменение Международной автомобильной федерацией (ФИА) формата квалификации и возвращение в пелотон двух болидов БАР, которые были наказаны ФИА дисквалификацией на два этапа за нарушение технического регламента во время Гран-при Сан-Марино.
Причем британец Дженсон Баттон, закончивший гонку на третьем месте, лишился первого в этом сезоне подиума. Случилось это из-за того, что после финиша болид БАР был отправлен на традиционную процедуру взвешивания. В гоночной конфигурации вес машины британца был больше положенного 600-килограммового минимума. Потом было слито топливо и проведено повторное взвешивание, после которого вес болида оказался ниже минимума: весы показали 594,6 кг. После длительных разбирательств парижский апелляционный суд принял решение дисквалифицировать БАР на две гонки чемпионата мира, хотя ФИА настаивала на годичной дисквалификации команды и штрафе в миллион евро. Суд же отказался признать, что представители БАР действовали умышленно, и отстранил британскую конюшню лишь от двух гонок — Гран-при Испании и Гран-при Монако.
Дженсон Баттон, больше всех пострадавший в этой истории, рассказал в интервью журналистам, чем он занимался в период вынужденного простоя.
«Я не болтался без дела. Я комментировал прошедшие этапы для ITV. Это было весьма интересно — наблюдать гонку и рассказывать о ней. При этом у меня не было шанса самому пилотировать болид. К тому же специалисты сказали, что мой комментарий был очень хорош. Я лично мог бы это подтвердить, но это было бы нескромно», — сказал Баттон.
Одной лишь дисквалификацией БАР не отделался. На этой неделе ФИА нашла еще один способ наказать провинившуюся команду. Она отказала БАР в праве безнаказанно использовать в Нюрбурге свежие двигатели. Представители ФИА настаивают, что если в Имоле команда из Брэкли использовала свежие двигатели и ее результаты были аннулированы, то можно рассматривать Сан-Марино как гонку, в которой БАР участия не принимал.
Теперь впервые в современной «Формуле-1» Баттон и Такума Сато будут использовать двигатели пятинедельной давности.
Но даже такие неприятности нисколько не испортили настроение британскому гонщику. «Конечно, все, что происходит вокруг нас, обидно. Но сейчас я весь в гонке. Я уже считаю часы до того момента, когда смогу занять свое место в кокпите БАР и показать все, на что способен. Это были трудные несколько недель. Но я уверен, что нас ожидают выдающиеся выходные», — сказал Баттон.
Еще одним важным решением ФИА, которое может повлиять на дальнейшее развитие событий, стало изменение формата квалификации. С согласия боссов всех команд «Формулы-1» и специальной комиссии ФИА вернулось к варианту с одной лишь субботней квалификацией. Теперь субботняя сессия будет выглядеть так:
— одна квалификационная сессия пройдет с 13.00 до 14.00;
— один быстрый круг с тем количеством топлива в баках, с которым болиду предстоит стартовать в гонке;
— последовательность выхода на старт квалификации будет определяться финишным протоколом последней гонки, т. е. победитель отправится на быстрый круг последним».
Изменение формата квалификации все встретили по-разному. Например, босс «Уильямса» Фрэнк Уильямс полагает, что в сезоне-2006 квалификация снова изменится. В интервью ITV британец выразил уверенность, что произойдет возвращение к старому и любимому многим формату — когда в распоряжении каждого гонщика 12 кругов, пилоты могут выезжать на трассу свободно, а сама борьба будет идти в течение часа.
Зато серьезно улучшила эта новость настроение «Феррари» и семикратному чемпиону мира немцу Михаэлю Шумахеру. Так, перед формулическими выходными «красный барон» сказал, что теперь скудерия покажет класс:
«Я как никогда оптимистично настроен. Конечно, во многих прошедших гонках мы были почти неконкурентоспособны».
«Но с изменением формата квалификации, как мне кажется, наши некоторые проблемы решаться. К тому же мы с Рубенсом все лучше и лучше привыкаем к F2005, и я уверен, в «Нюрбургринге» мы всем покажем, что рано еще хоронить «Феррари», — сказал Шумахер.
Ближайшие выходные будут омрачены лишь 50-летней годовщиной со дня смерти Альберто Аскари, который погиб 26 мая 1955 года. Он был третьим чемпионом «Формулы-1», выигрывавшем за «Феррари» в 1952 и 1953 годах, и погиб в тяжелой аварии на тестах в Монце. Сегодня о 28-летнем Аскари напоминает шикана на этой итальянской трассе.
Длина трассы «Нюрбургринг» 5,148 км. Трек включает в себя практически весь спектр поворотов — от медленных и до скоростных виражей. Трасса требовательна к двигателям, но щадит тормоза. Покрытие несколько скользкое, с невысокими сцепными свойствами. Из-за этого покрышки страдают не так сильно. Гонка на «Нюрбургринге» отличается непредсказуемостью погодных условий в Эйфельских горах.
«Нюрбургринг» — один из величайших автодромов в истории автомобильного спорта. Он расположен в Эйфельских горах в западной части Германии, недалеко от бельгийской границы и в 60 километрах от Кобленца. В календарь «Формулы-1» этап попал как Гран-при Германии в 1951 году. До наших дней его исключали из календаря, переименовывали и перестраивали.
Последние перестройки автодрома датированы октябрем 2001 года и маем 2002 года. На трассе был переделан первый сектор и возведены новые высококомфортные трибуны.
Длина трека увеличилась почти на 700 метров, и, как следствие, сократилось число кругов. Год назад гонка окончилась дублем «Феррари», уже ставшим традиционным в том сезоне, на таком же привычном третьем месте финишировал гонщик БАР Дженсон Баттон.
Тем временем тест-пилот «Макларена» австриец Александр Вурц в пятницу показал лучшее время в первой свободной практике. Гонщик остановил секундомер на 1:31,670, почти на секунду опередив семикратного чемпиона мира немца Михаэля Шумахера из «Феррари» (1:32,578). Третье время пятницы показал тест-пилот «Тойоты» бразилец Рикардо Зонта — 1:32,726. Лидер чемпионата мира испанец Фернандо Алонсо на «Рено» проехал только два круга в первой из двух пятничных сессий, сохраняя двигатель для субботней квалификации и воскресной гонки.