Завтра в Вене и Инсбруке в 18.15 по московскому времени матчами Австрия — Россия и Латвия — Канада открывается очередное первенство мира по хоккею с шайбой. Шестьдесят девятое по счету. В следующем году Рига будет принимать юбилейный, 70-й чемпионат. Который, к слову, в Латвии пройдет впервые.
Символично, наверное, каким именно командам календарь уготовил произвести нынешние стартовые вбрасывания. Австрия — хозяйка текущего ЧМ, Латвия — следующего, а Канада и Россия (правопреемница СССР) — рекордсмены по числу завоеванных золотых наград — по 23. Кроме этих двух действительно великих команд чемпионами становились Чехия (ЧССР) — 10 раз, Швеция — 7, США — 2, Великобритания, Финляндия и Словакия — по одному.
Это сейчас чемпионаты мира проводятся каждый год, но подобное было не всегда. Формально первый чемпионат мира был разыгран в 1920 году в рамках Олимпийских игр — летних, кстати. Естественно, выиграли его родоначальники хоккея — канадцы. Они также побеждали на подобных «неправильных чемпионатах» в 1924 и 1928 году. Настоящие же, регулярные первенства стали разыгрываться с 1930 года. Перерыв в розыгрыше (1940–1946) был связан со Второй мировой войной. Не было чемпионатов мира и в олимпийских 1980, 1984 и 1988 годах. Международная федерация хоккея считала тогда, что в год Олимпиады чемпионат мира будет явно второстепенным соревнованием. Ну а с 1989 года чемпионаты мира проводятся каждый год. Никакая Олимпиада помехой не считается.
Не умаляя заслуг чехословацкой и шведской школ хоккея, все же признаем, что в становлении этой игры выделяются в основном два периода. Канадский — на заре проведения первых чемпионатов. И советский, который берет своё начало в начале 60-х и связан с именами великих тренеров Аркадия Чернышёва и Анатолия Тарасова. Продолженный в конце 70-х и законченный во времена развала СССР другими не менее выдающимися тренерами — Виктором Тихоновым и Владимиром Юрзиновым.
В современном же мировом хоккее на уровне сборных явных лидеров не наблюдается.
Был шведский дубль, чешский хет-трик, ну а последние два года первенство удерживает Канада. При этом уровень «большой семерки» примерно одинаков, что подтверждает эпизодическое золото сборных Финляндии и Словакии, а также две бронзы за последние десятилетие американской команды, которая обычно (не берем в расчет Лейк-Плэйсид-1980) приезжала раньше на ЧМ, как говорится, «отбывать номер».
Очень обидно, что за 13 чемпионатов мира, на которых российская команда выступала под бело-сине-красным триколором, мы выстреливали лишь эпизодически. Только в победном 1993 году с «еще сохранившимися» Вячеславом Быковым и Андреем Хомутовым, да в 2002-м с поймавшим кураж вратарем Максимом Соколовым. Преступлением было бы не назвать главного тренера тех сборных.
Им был непревзойденный Борис Михайлов, который до сих пор является лучшим бомбардиром всех времен и народов на чемпионатах мира — 169 набранных очков, 98 заброшенных шайб.
Тот самый Михайлов, которого ИИХФ на прошлогоднем ЧМ в Праге официально объявила лучшим игроком в истории первенств и который наконец-то вошел в тренерский штаб российской сборной. Пусть и в качестве ассистента Владимира Крикунова — своего единомышленника, который, напомним, помогал Михайлову на серебряном ЧМ-2002 в Швеции.
Вообще-то, мы, российские журналисты, приехавшие в Вену обозревать чемпионат мира, впервые за последние годы, смотрим на возможности российской команды с нескрываемым оптимизмом. Конечно же, лёд скользкий, а шайба плоская. И, по словам Крикунова, у нас есть проблемы с обороной, а вратарем номер один избран голкипер, просидевший почти весь сезон на лавке запасных в омском «Авангарде».
С другой стороны, существует один фактор, против которого, как говориться, не попрёшь. И связан он с личностью главного тренера сборной России.
При всем уважении к предшественникам Крикунова, все они — Александр Якушев, Владимир Плющев, Виктор Тихонов — тренеры-неудачники.
Нет, не в глобальном смысле. А лишь на конкретный момент. Момент, предшествующий чемпионату мира. Якушев в 1999 и 2000 годах барахтался со своим «Спартаком» в низах турнирной таблицы, и команда вылетела в низший дивизион. Плющев накануне ЧМ-2003 был уволен из казанского «Ак Барса», а Виктор Тихонов в прошлом году не смог вывести ЦСКА в плей-офф и был также тактично заменен. Вячеславом Быковым. Напомню, что в Вену нашу сборную должен был везти Зинэтула Билялетдинов, к которому хоккейная общественность вроде бы не предъявляла существенных претензий по итогам Кубка мира. Хотя, что скрывать, на ледовых аренах Северной Америки ничего серьезного он не добился.
Так вот, у Билялетдинова получился невероятно нервный сезон. Будучи тренером сборной, он получил приглашение, от которого невозможно отказаться. В Казань, которая по случаю своего тысячелетия не жалела никаких средств на победу. Приведу банальное сравнение.
Сборная России — это «Запорожец», тогда как «Ак Барс» — «Мерседес» последней сборки. Вы бы что выбрали? Вроде бы украинскую иномарку жалко на свалку выкидывать, но при этом понимаешь, что «Мерс» — это «твоё всё».
У Билялетдинова с «Ак Барсом» вышел провал. Кстати, прогнозируемый по ходу сезона многими специалистами. Его команда, в которой не оказалось игроков, «таскающих рояль», не вышла даже в полуфинал. Похоже, Билялетдинов чувствовал возможное развитие событий, а потому, сосредоточив свое внимание на клубе, проигнорировал шведский и финский этапы Евротура. Приехал в Москву на Кубок РОСНО, победил, но во всех интервью не скрывал, что эта команда не его, а Владимира Юрзинова, в помощники которому федерация хоккея быстренько нашла Владимира Плющева.
Я не знаю, чем закончится венский чемпионат мира. Но, если мы победим на нем, ФХР должна будет отблагодарить Билялетдинова. За что? За то, что он нашел в себе мужество добровольно уйти из этой сборной.
За то, что Билялетдинов не стал «собакой на сене». А «Ак Барс» даст ему еще один шанс. Все-таки 1000 лет городу в 2005 году, а чемпионат у нас проводится по системе осень/весна. Юбилейный год по-любому затрагивается.
Вот мы и вернулись к Крикунову. Думается, читатели и сами все поняли.
Впервые нашу сборную на чемпионат мира привез тренер, выигравший национальное первенство.
Сборная составлена из лучших игроков. На базе победившего в российском чемпионате «Динамо». В НХЛ локаут, а потому набивших оскомину вопросов «а кого мы ждем из НХЛ?» уже не будет. Все лучшие играли в России. И Крикунов их видел и сделал свой выбор. Павел Буре давно закончил с хоккеем, Сергей Федоров не играл весь год, а про Александра Могильного как-то даже неудобно вспоминать. Дарюс Каспарайтис и Алексей Морозов? Но мы же все видели сами эти полгода. И можем не хуже Крикунова сделать свои выводы об их игровой форме и уровне мотивации.
На мой взгляд, сборной может не хватить Александра Фролова — не побоюсь этого слова, одного из лучших хоккеистов современности — и Дмитрия Афанасенкова, способного сыграть в «чекинг-звене». Но Крикунов сделал, повторюсь, свой собственный выбор. Скоро мы узнаем, насколько он был прав.
Линия защиты у сборной России добротная, хотя Крикунов и волнуется за этот компонент игры. Защитников «а-ля Фетисов» в сборной нет. Или почти нет (вспомним о динамовце Андрее Маркове).
С другой стороны, тенденции мирового хоккея развиваются таким образом, что чаще побеждают команды, в которых нет атакующих защитников. Примеры последних победителей Кубка Стэнли и — прости, господи — Петра Воробьева в Ярославле и Тольятти именно это утверждают.
Максим Соколов. Постепенно его имя принимает культовое значение. Безусловно, он не Виктор Коноваленко, и не Владислав Третьяк, и даже не Владимир Мышкин.
Ну не уродились в нынешнее время на Руси вратари.
Соколов и Подомацкий, Подомацкий и Соколов — вот и весь выбор. В связи с этим я вижу некий подтекст в приглашении на чемпионат мира 34-летнего Сергея Звягина, до этого на большом уровне не замеченного. Звягин, естественно, на чемпионате мира не будет заявлен ни на одну игру, но он сможет стать помощником тренерам в плане подготовке вратарей. Как Мышкин в 1990 году, когда он проводил только ему известные занятия с Артуром Ирбе, признанным потом лучшим голкипером чемпионата.
Что касается нападения, то тут у нас «всё путём». Два атакующих звена, Ковальчук и «чекинг-лайн», в которой, повторюсь, будет не хватать Афанасенкова. Только 30 апреля, в день игры с Австрией, будет известно, кого из форвардов Крикунов решит оставить вне игры. Почему-то кажется, что одним из них окажется Федор Федоров, но пока это лишь предположения вашего специального корреспондента в Вене.
Теперь о турнирной ситуации. На предварительном этапе россиянам играть со сборными Австрии, Словакии и Белоруссии.
Важно выйти в следующий этап с двумя победами.
Но, даже если мы не обыграем словаков, не страшно. На следующем этапе Россию ждут Чехия, Швейцария и Германия (Казахстан мы тактично отправляем биться за выживание в лиге сильнейших). Невооруженным взглядом отмечаем, что четвертьфинал нам практически обеспечен (в отличие от прошлого года). Важно занять первые два места, чтобы не ехать на первый раунд плей-офф в Инсбрук, но, с другой стороны, трудности только закаляют русскую душу. Как тут не вспомнить, как в 1999 году в Норвегии пришлось переезжать в другой город и выйти спустя 15 часов после квалификационной игры на матч против Чехии. 6:1 — наверное, это был предел команды Александра Якушева. Альфредссон и Подомацкий — 2:4 со шведами — отправили потом сборную России досрочно домой.
В этом году четвертьфинал России гарантирован. И вот там-то начнется настоящий чемпионат мира.
12 мая нам предстоит встретиться с 99,9-процентной гарантией с одной из ниже перечисленных сборных — Канадой, Финляндией, Швецией или Штатами. Выбирать соперника бессмысленно.
Повторюсь, главное не уезжать из Вены на четвертьфинал. Это, будем считать, и является главной задачей команды Владимира Крикунова на ближайший период.
А в заключении хочется напомнить возрастным читателям и рассказать молодым о том, как играла наша сборная на чемпионатах мира, которые проводились в Австрии. Увы, о победных традициях говорить не приходиться.
Впервые в Австрии чемпионат мира прошел в 1967 году. Это был эпицентр развития отечественного хоккея. Поколение Третьяка, Мальцева, тройки Михайлов — Петров — Харламов заканчивали СДЮСШОР, а еще не считавшиеся ветеранами Коноваленко, Старшинов, Кузькин, Давыдов и Фирсов были в расцвете сил и ни о каких сменах поколений еще не догадывались.
«Пас отдал Рагулин, Толя Фирсов щелкнул, и Дзурилла шайбу достает», — так спустя тридцать с лишним лет воспел те победы Александр Розенбаум.
Через десять лет, в 1977 году, была совсем другая ситуация. Проиграв «чешским друзьям» в 1976 году чемпионат в Катовицах (как тут не вспомнить позорные 4:6 против Польши), мы были обязаны брать реванш. Но не тут-то было. Чемпионом мира во второй год подряд стала сборная ЧССР, а наш тренер Борис Кулагин за третье место (хуже, чем в Катовицах) был отправлен в отставку. Пришла эпоха Виктора Тихонова и его «красной машины», как любят до сих пор подмечать иностранные журналисты.
Но и Тихонову не удалось с боем взять город Вену. В 1987 году мы отдали первенство Швеции, попутно уволив за провальный результат (да, такие были времена) верного оруженосца Тихонова — Владимира Юрзинова. Официально утверждалось, что пора было подключать к главной команде страны профсоюзного тренера. Имелось в виду назначение ныне покойного Игоря Дмитриева — успешного на тот момент тренера московских «Крыльев Советов». С помощником Дмитриевым мы выиграли потом золото Олимпиады в Калгари-1988, а Юрзинова в сборную вернули к 1990 году (пока негласно), и сборная СССР вновь стала сильнейшей на планете.
Последний чемпионат мира в Вене состоялся в 1996 году. Ваш сегодняшний корреспондент на тот момент уже работал в газете «Спорт-Экспресс», а потому может честно высказать свое мнение об этом чемпионате. Тогда для СЭ первенство в Вене освещали два Алексея — Жук и Доспехов, ныне работающие в отделе спорта «Коммерсанта». По их отчетам с первых матчей нашей сборной читалось, что равных команде Владимира Васильева на этом первенстве нет. Однако не получилось… Лишь четвертое место… Проигрыш в полуфинале Канаде и США в матче за четвертое место.
Уже потом я узнал из приватных разговоров с коллегами, что многие хоккеисты сборной России немного расслаблялись перед матчами, не брезговали многочисленными венскими «островками любви», а один хоккеист так прямо и заявил: «Что вы от меня хотите — вот в НХЛ я свои шайбы забиваю».
Так получилось, что эту заметку я заканчиваю на пессимистической ноте… Но это наша история. Дай бог, чтобы команде Крикунова эту историю удалось переписать.