Первый день чемпионата России по фигурному катанию начался с обязательных танцев. В программе значились австрийский вальс и полька-янки. Преимущество признанных фаворитов Татьяны Навки и Романа Костомарова уместилось, говоря словами классика, в дистанцию громадного размера. Подопечные Александра Жулина удостоились оценок «5,9» за представление программы, в то время как остальные претенденты на призовые места ограничились цифрами «5,4» - «5,6».
В первом танце двое из девяти арбитров поставили Светлану Куликову и Виталия Новикова выше Оксаны Домниной и Максима Шабалина, но после исполнения польки-янки вся бригада единодушно отдала предпочтение представителям одинцовской школы. Хотя для тренировавшихся несколько месяцев в Америке под присмотром Татьяны Тарасовой и Майи Усовой молодых фигуристов полька-янки должна быть ближе.
Остальные шесть пар в обязательном танце, который служит своеобразным эталоном мастерства, были явно слабее. В большинстве своем эти дуэты представляли кировскую школу. Все они ужасно милые и талантливые ребята. Та же Ольга Гмызина, занимающая вместе с Иваном Лобановым 6-е место после обязательных танцев, рисует и сочиняет стихи. Однако на льду лучше смотрятся все же столичные и подмосковные гранды.
Среди участников нынешнего чемпионата России немало тех, кто, как по-доброму шутят ветераны двадцати с небольшим лет от роду, относится к категории «детсадовцев».
Дрожала перед выходом на лед 15-летняя москвичка Вера Столетова, увлекающаяся в свободное от занятий фигурным катанием время рукоделием. Просто боялась выходить на лед. Но собралась, откатала программу на музыку к фильму «Амели» (этот саундтрек наиболее популярен у женской части турнира, мужчины предпочитают «Фантом на льду»). Столетова смогла даже опередить трех участниц. Это, в общем-то, неудивительно. Ведь попавшая на чемпионат России в последний момент Анна Лопаточкина из Нижнего Новгорода получила оценки за технику «2,6» - «3,0».
Кто приятно удивил питерскую публику, так это также попавшая в список участников в последний момент Валерия Воробьева. Воспитанница олимпийского чемпиона Алексея Урманова каталась под очень подходящую ей музыку к мультфильму «Принц Египта». И вполне заслуженно может рассчитывать на звание принцессы ледового бала: после короткой программы она занимает 7-е место. Не случайно Алексей Мишин, воспитавший Урманова, с удовольствием назвал 15-летнюю Валерию своей спортивной внучкой.
Нервничала перед выходом на лед и Ольга Найденова. В смешанной зоне она даже накричала на отца, пытавшегося давать ей какие-то советы. Фигуристку можно понять: в такие минуты рядом с ней должен быть только тренер. Уж Жанна Громова, работающая с Ириной Слуцкой, знает, какие слова нужно находить в подобной ситуации.
Из 17-и участниц чемпионата России только многоопытные Елена Соколова и Виктория Волчкова откатали свои программы практически безошибочно. Третью позицию долгое время занимала Алима Гершкович, племянница известного футбольного тренера, ассистировавшего Олегу Романцеву на чемпионате мира в Японии. На вопрос корреспондента «Газеты.Ru», ожидала ли она от себя такой прыти, Алима с очаровательной улыбкой ответила: «Никто никогда не знает, чего от меня можно ожидать». Ну, прямо как от футбольной сборной России!
Лишь выступавшая предпоследней Татьяна Басова сумела оттеснить Гершкович с призового места. Откаталась воспитанница супругов Мишиных не безошибочно, умудрилась даже после вращения упасть. Но все равно опередила фигуристку с футбольной фамилией, тренирующуюся у Елены Буяновой, более известной как Водорезова. Ее даже сами фигуристы так в разговорах между собой называют.
В шестерку сильнейших вошли также две воспитанницы Виктора Кудрявцева - Кристина Обласова и Юлия Солдатова. Туман, витавший вокруг женского турнира, похоже, рассеялся уже после короткой программы. Трудно предположить, что Соколова с Волчковой свое упустят, а за «бронзу» и третью путевку в сборную поведет спор упомянутый выше квартет. Лучшими представляются шансы Басовой. Дома, как говорят, и стены помогают.
Справедливость этой поговорки подтвердил Евгений Плющенко. Ни разу в этом сезоне он не катал свою короткую программу в ритмах фламенко с таким вдохновением. Даже завсегдатаи чемпионатов России не смогли припомнить, когда за исполнение короткой программы фигурист получал бы пять высших баллов «6,0». Именно так оценили представление программы питерского фигуриста арбитры.
Интересным получился спор за места в свите фаворита. Первым из претендентов откатал свою программу Александр Абт. Катал он ее под «Яблочко», и вопрос о том, куда «ты котишься», поневоле возникал у поклонников этого мужественного фигуриста. Было понятно, что с такими оценками на место в тройке рассчитывать не приходится.
Великий тренер Татьяна Тарасова очень обижается, когда Андрея Грязева называют копией Алексея Ягудина.
Но, посмотрев короткую программу «Танго» в исполнении молодого пермского, затем питерского, а сейчас московского фигуриста, все равно вспоминаешь олимпийскую «Зиму» триумфатора Солт-Лейк-Сити. А еще прошлогоднюю программу «Часы» француза Бриана Жубера. Возможно, Грязев и пойдет дальше Ягудина. Но пока он скользит по придуманной Николаем Морозовым в олимпийский сезон дорожке.
Откатал свою программу в Питере Грязев здорово. И быть бы ему вторым после короткой программы, если бы не Илья Климкин. Этого фигуриста отличает природная пластичность и прыгучесть. Не случайно он был победителем чемпионата мира по прыжкам в Лионе. Музыка у Ильи была непривычная для него, да и для мужского одиночного катания в целом. Все-таки «Лебединое озеро» - балет женский. Но Климкин великолепно справился со своей задачей, четко выполнил в заключительной части композиции четверной прыжок и оттеснил подопечного Татьяны Тарасовой на третью позицию.