Замглавы Росавиации Олег Сторчевой уже направлял письмо председателю Совета по безопасности Нидерландов Тйиббу Йостре в сентябре прошлого года. Тогда сообщение транслировало главную мысль: самолет «Малайзийских авиалиний» был сбит не ракетой типа «Бук М1». После этого Нидерланды опубликовали 13 октября окончательный отчет по результатам расследования, в котором объясняется, почему речь идет все-таки о ракете серии 9М38 (9М38М1), выпущенной из «Бука». Изучив отчет, российские специалисты провели ряд исследований. Известно, что представители концерна «Алмаз-Антей», разработчика зенитных систем «Бук», еще до публикации отчета о расследовании крушения провели натуральное испытание ракеты 9М38М1. Его результаты были сверены с данными в отчете, в итоге в Росавиации насчитали сразу шесть несоответствий.
1. Характеристики осколков не соответствуют характеристикам поражающих элементов боевой части 9Н314М.
В отчете Нидерландов четко указано: судно было пробито сотнями высокоскоростных объектов из боевой части модели 9Н314М (не путать с ракетой серии 9М38М1, в которой как раз и располагается боевая часть). По данным концерна «Алмаз-Антей», в этой модели есть характерные поражающие элементы — «двутавры», напоминающие в сечении бабочку.
В телах погибших и в обломках самолета были найдены только два поражающих элемента, по форме напоминающих «двутавр», говорят в Росавиации. Причем если эти частицы изначально и были «двутаврами», то они сильно потеряли в массе, что не характерно для этих компонентов боевой части. Росавиация ссылается на эксперимент со взрывом ракеты около самолета и говорит, что там средняя потеря массы поражающих элементов составила 7–12%. Тогда как частицы из голландского отчета потеряли 24–32% своей массы.
2. Пробоины на фрагментах Boeing не соответствуют пробоинам, характерным для боевой части 9Н314М.
Эксперты «Алмаз-Антея» взорвали аналогичную ракету около корпуса самолета и увидели, что обшивка содержит множество пробоин в форме «двутавра». Однако на фрагментах самолета «Малайзийских авиалиний» пробоин с такой формой нет, говорится в письме Росавиации. Гендиректор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков ранее предположил, что если это и была ракета, выпущенная из комплекса «Бук», то она была старой модификации, без «двутавров».
Стоит отметить, что в голландском отчете говорится об обнаружении в телах трех членов экипажа, находившихся в кабине пилотов, «большого количества осколков боевой части», и «они имели форму куба и бабочки».
3. Обнаруженные детали не соответствуют внешнему виду фрагментов взорвавшейся ракеты серии 9М38.
Голландские специалисты сделали вывод, что боевая часть 9Н314М была «упакована» в корпусе ракеты 9М38. В августе 2015 года представители Росавиации впервые для себя узнали, что у голландцев, оказывается, есть фрагменты ракеты. Россиянам показали фотографии пяти фрагментов, в том числе достаточно неповрежденного корпуса 3-го отсека. «Алмаз-Антей» взорвал во время эксперимента аналогичную ракету и обнаружил, что 3-й отсек вместе с 4-м развалились на крупные части, на которых сохранились сведения о серийном номере. В итоге в письме замглавы Росавиации заявляет, что представленный фрагмент 3-го отсека ракеты вообще не причастен к крушению Boeing. Видимо, к этому пришли и голландцы, так как в окончательном отчете скандальный фрагмент отсутствует.
4. Радиовзрыватель ракеты 9М38 должен был сдетонировать чуть позже.
«По данным разработчика ЗРК «Бук», при подходе ракеты серии 9М38 к самолету с углами, указанными в окончательном отчете, алгоритм работы радиовзрывателя обеспечит подрыв боевой части с функциональной задержкой, вследствие чего зона взрыва боевой части будет расположена на расстоянии 3–5 метров от носовой части в сторону киля, что не соответствует фактическим данным», — говорится в письме Росавиации. В окончательном отчете указано, что взрыв произошел в четырех метрах над кончиком носа самолета и чуть левее.
5. Ракета в действительности могла взорваться в другом месте.
Изучив представленные в отчете характеристики осколочного поля на фрагментах самолета, российские специалисты сделали вывод: при таких повреждениях точка взрыва должна была находиться гораздо ближе — на удалении не более 1,6 метра от форточки командира экипажа.
В Росавиации критикуют и оценку повреждений, утверждая, что голландцы не учли ряд обломков самолета, а некоторые не вставили в 3D-реконструкцию фюзеляжа. Вероятно, их анализ был сделан, но почему-то не отражен в отчете, предполагают россияне. Делая подобные выводы, в Росавиации ссылаются на фотографии обшивки самолета, которые были продемонстрированы им еще в феврале 2015 года.
6. Зона пуска зенитной ракеты определена неверно.
Российские специалисты взяли повреждения, полученные самолетом Boeing, и смоделировали полет ракеты «Бук», учитывая ее технические характеристики. Оказалось, что в этом случае ракета могла быть выпущена из населенного пункта Зарощенское Донецкой области. Отметим, что на момент крушения самолета это поселение находилось под контролем вооруженных сил Украины. Зарощенское называлось в качестве места пуска ракеты давно. Еще летом 2015 года это название произносил советник генерального конструктора «Алмаз-Антея» Михаил Малышевский.
Между тем в окончательном отчете голландцев говорится, что по просьбе Совета по безопасности Нидерландов российские специалисты рассчитали возможную зону запуска ракеты, не подтверждая при этом использование боевой части 9Н314М, ракеты 9М38 или ЗРК «Бук». И в итоге тот же «Алмаз-Антей» указал на участки к юго-востоку от поселка Торез, на которых расположен поселок Первомайский. Киевский НИИ судебных экспертиз еще больше детализировал район пуска ракеты, отметив квадрат между селением Червонный Жовтень и Первомайским. Этот район контролировался представителями самопровозглашенной ДНР. Жители Червоного Жовтеня (Красный Октябрь) сообщили корреспонденту Reuters, что видели пуск ракеты в день крушения самолета.
Совет безопасности Нидерландов подтвердил получение письма от замглавы Росавиации Олега Сторчевого. Об этом РИА «Новости» сообщила представитель нидерландского ведомства Сара Ферной. «Мы пока не можем прокомментировать это письмо. Мы его получили этим утром, и нам нужно его для начала изучить», — сказала Ферной.
В четверг, 14 января, также выступил глава МИД Нидерландов Берт Кундерс.
Он заявил, что «прокурорское расследование ведется очень активно», и не исключил создания международного трибунала на Украине по делу о крушении Boeing.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова уже отреагировала на слова Кундерса. «Создание любых трибуналов в тот период, пока следствие еще не завершено, это по меньшей мере противоречит здравому смыслу», — сказала она РИА «Новости». Она предположила, что у представителей Нидерландов нет желания разобраться в произошедшем. Такой подход говорит о попытке «моментально сделать виновными тех, на кого изначально переложили вину».
Boeing 777 «Малайзийских авиалиний», выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел катастрофу 17 июля 2014 года в небе над Украиной. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа.