Москва продолжает опровергать выводы, сделанные Советом безопасности Нидерландов (OVV) в финальном отчете по причинам крушения Boeing на Украине. В среду Федеральное агентство воздушного транспорта России (Росавиация) провело масштабную конференцию, на которой открытым текстом было сказано: Москва не согласна с выводами по MH17, а также будет добиваться продолжения расследования и вмешательства Международной организации гражданского транспорта.
«Мы ознакомились с документом, и со всей ответственностью могу заявить, что комиссия РФ категорически не согласна с выводами в этом отчете, они в корне неправильные. Уровень нелогичности в отчете зашкаливает», — заявил замглавы Росавиации Олег Сторчевой на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». Чиновник предположил, что вместо последовательного анализа объективных данных международная комиссия занималась сбором доказательств под «заранее выдуманную версию». По словам чиновника, он может подтвердить эти слова.
В частности, Росавиация обнаружила, что осколки ракеты, представленные в докладе голландских экспертов, не идентичны тем, что были найдены на месте катастрофы. «Форма и химический состав реальных поражающих элементов типа «бабочка» после подрыва боевой части ракеты типа ЗРК «Бук», и это подтверждено проведенными экспериментами, не имеют ничего общего с тем, что представлено в окончательном отчете», — отметил Сторчевой. И подобных моментов несовпадения целое множество: от химического анализа веществ, составляющих боевую часть ракеты, до формы отверстий, оставленных осколками на фюзеляже.
Россия просила Нидерланды разрешить ее представителям побывать на месте крушения рейса MH17, но якобы получила отказ. «Мы предпринимали все, что от нас зависит, чтобы выехать на место крушения самолета. И такие соглашения были достигнуты, но мы не могли выехать на место самостоятельно без официального разрешения или одобрения на то председателя комиссии расследования. Мы обратились в Голландию, обратились к председателю комиссии, но услышали, что это небезопасно. Голландская сторона считает, что это небезопасно, и такой выезд не состоялся», — рассказал Сторчевой.
Росавиация также не исключает тайного сговора между членами комиссии по Boeing: «Выводы комиссии нас удивили и заставили думать о том, что соглашения, наверное, присутствовали. Члены российской комиссии ни в каких тайных соглашениях не участвовали, мы были открыты для работы со всеми членами комиссии и предоставляли информацию для комиссии», — подчеркнул Сторчевой.
Замглавы Росавиации выразил уверенность, что международная комиссия по расследованию крушения Boeing скрыла от России ряд существенных данных: «От нас были скрыты важные сведения о том, что на месте происшествия были обнаружены фрагменты, якобы принадлежащие ракете комплекса «Бук».
Мы узнали об этом только в ходе последней встречи в августе, когда было сказано, что встреч больше не будет и замечания приниматься тоже не будут».
Таким образом, у российских специалистов нет стопроцентной уверенности в том, что малайзийский Boeing был сбит из «Бука». «Нет однозначных данных, что это был «Бук», мы продолжаем исследования», — заявил Сторчевой. Версию о том, что MH17 был поражен ракетой типа «Бук М1», запущенной из контролируемого ополченцами Снежного, в Росавиации назвали бездоказательной: «То, что нам представили как доказательство, — это был единственный якобы найденный поражающий элемент в форме бабочки».
По словам Сторчевого, нидерландские специалисты неверно интерпретировали траекторию полета ракеты, хотя «Алмаз-Антей» полностью рассекретил все характеристики комплекса «Бук»: «В отчете просто вырваны из контекста расчеты концерна ПВО «Алмаз-Антей» относительно района пуска ракеты. Указанный в окончательном отчете вероятный район пуска ракеты установлен, основываясь на неверной интерпретации условий встречи ракеты с самолетом».
Кроме того, Нидерланды даже не пытались запросить у США данные военного спутника, который в день трагедии находился над этой территорией.
Не рассматривались и данные российского Министерства обороны, согласно которым рейс MH17 был не единственным воздушным судном, которое в тот момент находилось в небе над Донецкой областью. Российские военные также зафиксировали необычайную активность РЛС Украины — ни до, ни после трагедии такой активности не было. При этом украинская сторона представила только вторичные данные с одного днепропетровского локатора, заявив, что другой информации у них нет.
В одном позиции России и Нидерландов совпадают. «Мы поддерживаем сделанный в окончательном отчете вывод о том, что украинская сторона несет полную ответственность за незакрытие воздушного пространства в связи с военной деятельностью, потенциально опасной для полетов гражданских воздушных судов», — заявил Сторчевой. Воздушное пространство над Донбассом не было закрыто, несмотря на явные угрозы безопасности, что в конечном счете и стало причиной трагедии.
Возможных виновников человеческих смертей Росавиация называть не стала — как Совет безопасности Нидерландов и российский концерн «Алмаз-Антей» до него. Ближе к середине пресс-конференции стало понятно, что никаких сенсационных заявлений не последует, и зал МИА «Россия сегодня» опустел наполовину. Во время серии вопросов и ответов слово получали в основном журналисты этого медиаконцерна и федеральных телеканалов, а действительно острый вопрос задала только одна корреспондентка — да и то из французского издания.
Она поинтересовалась, что за российские специалисты были на месте трагедии сразу после крушения самолета.
На это Сторчевой ответил, что российские члены комиссии на месте трагедии ни разу не были и у него нет информации о том, что там якобы работали россияне.