Шар, демонстрирующий мощь
В августе в Муроме военные инженеры из Китая, Белоруссии и России соревновались в разборке минно-взрывных заграждений и возведении понтонных переправ, а в небе над ними на высоте 100 метров парил 52-метровый дирижабль с огромным российским флагом. Появлению дирижабля предшествовало военизированное шоу с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 и вертолетами Ми-24. Летательный же аппарат, по задумке организаторов соревнований, должен был продемонстрировать иностранным военным наблюдателям всю мощь отечественных вооруженных сил и преемственность поколений.
«Это была сложная задача — появиться в заданное время в нужной точке, но мы справились и получили за полет благодарность от командующего инженерными войсками», — говорит Алексей Митрофанов, представитель воздухоплавательного центра «Авгуръ» — владельца дирижабля.
В 2012 году предприятие выиграло конкурс Минобороны и возглавило работы по созданию экспериментального воздухоплавательного сегмента Вооруженных сил РФ.
«Сейчас в рамках гособоронзаказа налажен выпуск привязных аэростатов для нужд военных, — рассказывает председатель совета директоров группы компаний «Авгуръ» Геннадий Верба. — Кроме того, ведется разработка беспилотного дирижабля, на который будут устанавливать радиолокационную аппаратуру, ретрансляторы, средства радиоэлектронной борьбы».
По словам Вербы, дирижабль с радиолокационной начинкой в отличие от самолетов типа дальнего радиолокационного наблюдения (ДРЛО) может находиться в воздухе несколько суток. При этом сама оболочка дирижабля радиопрозрачна, то есть фактически эти летательные аппараты можно назвать «невидимками» — радиолокаторами их трудно засечь.
«Игрушка Путина»
В настоящее время в «Авгуре» разрабатывается новый дирижабль «Атлант». В июле этого года советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев заявил, что их предприятие разрабатывает специальные локаторы для дирижаблей, которые могут фиксировать пуски межконтинентальных баллистических ракет, траектории полета их головных частей. Эту начинку, по словам Михеева, должен получить «Атлант».
На Западе «Атлант» с подачи британского таблоида The Daily Express уже успели окрестить «игрушкой Путина», которая будет отслеживать поставки наркотиков на границе и перебрасывать военных.
Как написали британские журналисты, Россия рассекретила разработку воздушных судов нового поколения, представляющих собой дирижабли, самолеты, вертолеты и суда на воздушной подушке.
«Всего планируется выпустить два воздушных судна: «Атлант-30», который сможет перевозить до 80 человек, и «Атлант-100», на борту которого поместятся 200 военных, — написали британские коллеги.
— А сами воздушные суда, оснащенные сложным высокоточным оборудованием, будут способны садиться на любую поверхность в любую погоду».
Стоит «Атлант», по мнению британцев, более $18 млн.
Геннадий Верба говорит, что британцы написали чушь. По его словам, военные пока только присматриваются к их новому детищу. Однако, как и любое транспортное средство, «Атлант», так или иначе, будет являться технологией двойного назначения.
Конструкторы дирижабля (в фирме работает около 200 человек. — «Газета.Ru») на этот счет шутят, что в России, когда надо, и бутылка — оружие.
Новый проект «Атлант» также создается при участии государства. В 2012 году «Воздухоплавательный центр «Авгуръ», учредил дочернее предприятие — ОКБ «Атлант», получившее статус резидента фонда «Сколково».
«Проект «Атлант» получил наивысший положительный балл экспертного совета. На начальном этапе государство в лице фонда «Сколково» берет на себя 75% всех расходов по реализации проекта. На завершающей стадии — испытания и ввод аппарата в эксплуатацию — участие государства снизится до 25%. Остальные средства поступят от частных инвесторов», — говорится на официальном сайте «Сколково».
Также на страничке, представляющей ОКБ «Атлант», расписывается примерный план работ и их стоимость: «Предлагается создать воздухоплавательное транспортное средство, решающее транспортные задачи без необходимости строительства инфраструктуры, экономичное и имеющее грузоподъемность не менее 16 тонн. Наработки: детальная концепция, ТЭО, договоренность с соинвестором (до 160 млн руб.). Текущие цели: реализация НИОКР, проведение апробации и сертификация аппарата».
В сентябре 2014 года грантовый комитет фонда «Сколково» одобрил выделение ОКБ «Атлант» гранта в размере 18,8 млн руб.
Верба называет «Атлант» мечтой всех воздухоплавателей.
«У нас была мечта создать полноценный транспортный летательный аппарат, — рассказывает Верба.— Дело в том, что главное преимущество дирижабля — то, что он легче воздуха, — является и его главным недостатком. Например, в сложных метеоусловиях классический дирижабль фактически невозможно посадить. Кроме того, после разгрузки аппарат мгновенно становится легче воздуха и возникает избыточная подъемная сила. Именно поэтому до сих пор и не было создано транспортных дирижаблей».
По словам Вербы, они решили проблему «легкости», разработав систему автономной балластировки, которая в качестве балласта будет использовать забортный воздух. Корпус аппарата будет жестким — для посадки «Атланту» не нужны будут причальные мачты и тросы. Дирижабль сможет поднимать в воздух до 200 тонн груза и переносить его на тысячи километров со скоростью 120–150 км/час.
«Гонка мечтателей»
Мечту всех воздухоплавателей об универсальном дирижабле стремится воплотить в жизнь не только Верба. За океаном, в США компания Worldwide Aeros Corp также ведет разработку дирижабля нового поколения с жестким корпусом и инновационной системой балластировки.
По иронии судьбы возглавляет американскую компанию друг детства Геннадия Вербы Игорь Пастернак, с которым они с нуля и создавали в штатах фирму Aeros.
«Мы учились во Львове в одной школе, жили по соседству и были друзьями, — вспоминает Верба. — И Игорь, в общем-то, и привел меня в кружок воздухоплавания, который организовал наш учитель физики». В кружке друзья мастерили дирижабли и воздушные шары из полиэтилена, ездили на слеты юных воздухоплавателей, а потом поступили вместе в Львовский политехнический институт.
В перестроечные времена в конце 80-х, еще будучи студентами, друзья организовали кооператив. По словам Вербы, замыслов было много, но основной доход приносили рекламные проекты. Кооператоры запускали воздушные шары с рекламой различных фирм и банков. Но в 1994 году прибыльный бизнес пришлось свернуть.
На молодых предпринимателей «наехали» бандиты. Чтобы спасти свои жизни, они переехали за океан.
И там основали фирму Aeros, в которой Верба занимал должность вице-президента. Однако в 1997 году Верба уехал из США.
«Так что сейчас мы с Игорем теперь конкуренты,— поясняет Верба. — Однажды даже участвовали в одном и том же тендере в Южной Корее, властям которой понадобились дирижабли».
После отъезда из США Верба возглавил совет директоров группы компаний «Авгуръ», которую в 1991 году создал сын экс-главы ГАИ России сенатора Владимира Федорова Станислав Федоров.
«Со Стасом мы познакомились еще в советские времена на одном из слетов воздухоплавателей и потом поддерживали отношения. Он меня и пригласил в свою компанию», — говорит Верба.
По данным базы «Коммерсант-Картотека», ЗАО ВЦ «Авгуръ» было зарегистрировано в 1993 году.
Основным владельцем ЗАО является сын экс-главы ГАИ России сенатора Владимира Федорова Станислав Федоров (62%).
Остальные доли в компании принадлежат Вадиму Тимошенко, Дмитрию Красникову, Кириллу Морозову и Валерии Яковлевой.
Этим пяти лицам также принадлежит компания ЗАО «Авгуръ — Аэростатные Системы», которая была зарегистрирована в 2001 году. Согласно уставным документам, фирма занимается не только созданием воздухоплавательных аппаратов, но и рекламой. А четыре года назад предприятие делало надувные резиновые аттракционы: батуты и горки.
Кроме того, Яковлева и Морозов являются учредителями ООО «Авгуръ — Аэростатные Системы», которое также производит надувные аттракционы. За последние три года фирма выиграла 21 региональный тендер на поставку различных модификаций батутов.
По словам Геннадии Вербы, до начала 2000-х годов основным источником дохода «Авгура» были различные надувные рекламные конструкции. Первый серьезный заказ компания получила в 1998 году. Институт проблем передачи информации РАН заказал привязной аэростат для поднятия в воздух ретранслятора.
«Затем последовали еще заказы от ученых, — говорит Верба. — Сейчас ЗАО ВЦ «Авгуръ» занимается только серьезными вещами, а не батутостроением. «Авгуръ — Аэростатные Системы» отделилось в 2011 году и не имеет к нам никакого отношения».
Дирижабли Лужкова и «Сколково»
Впрочем, прославился «Авгуръ» не батутами, а участием в прожекте экс-мэра Москвы Юрия Лужкова, который пообещал пересадить столичный ОМОН и гаишников на дирижабли, чтобы они не застревали в пробках на МКАД.
В 2004 году правительство Москвы выпустило №86-ПП «О создании специальной воздухоплавательной техники в целях повышения мобильности подразделений специального назначения милиции города Москвы и эффективности выполнения специальных операций». В рамках этой программы городские власти закупили три привязных газовых аэростата AU-17, два дирижабля AU-12, два дирижабля AU-30. Общая стоимость воздухоплавательной техники и сопутствующего оборудования составляла более 188 млн руб. Строила дирижабли компания «Авгуръ».
Однако проект провалился. По словам Вербы,
правительство Москвы, внедряя эту программу, просто не рассчитало своих лоббистских возможностей по преодолению запрета на полеты над Москвой.
«Москва — это зона, где запрещены полеты всех типов воздушных судов, — говорит Верба. — Поэтому каждый вылет приходилось согласовывать с военными и ФСБ. Это очень громоздкая процедура разрешений фактически свела на нет всю программу», — говорит Верба.
Нынешнее руководство департамента транспорта Москвы считает, что цеппелины не выдержали конкуренции с новыми технологиями.
«Дирижабли приобретались для организации контроля за движением транспортных потоков. Однако позже, с активным развитием спутниковых систем, появлением современных технологий в области анализа и оптимизации движения транспорта, использование дирижаблей стало просто нецелесообразным, — пояснили в пресс-службе дептранса. — В 2013 году по истечении срока эксплуатационной годности было принято решение о списании и утилизации дирижаблей. Рассматривалась возможность продажи дирижабля, велись поиски покупателей, однако сделка так и не была осуществлена по причине отсутствия спроса».
Между тем, как выяснила «Газета.Ru», до самого списания воздухоплавательная техника почти все время находилась на ответственном хранении в ангарах «Авгура». Более того, по данным сайта Госзакупок, компания периодически получала из бюджета средства на услуги по оказанию хранения дирижаблей.
Геннадий Верба подтверждает, что комплектующие от «лужковских» дирижаблей до сих пор находятся у них.
«Какие-то агрегаты у нас еще продолжают храниться», — заявил он.
В 2011 году «Авгур» выкупил у обонкротившегося дочернего предприятия РАО «ЕЭС России» «АэроСкан» два своих дирижабля Au-30, которые использовались для сканирования линий электропередачи. Вместе с цеппелинами компания выкупила и дирижабельную базу в Киржаче. Кстати, именно один из «аэроскановских» дирижаблей, построенный во времена Лужкова, и участвовал в военизированном шоу в Муроме, которое устраивало Минобороны России.
Минобороны официально не делает заявлений по поводу дирижаблей. Однако в 2014 году Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ включила в программу «Инновационный транспорт Севера» внедрение системы мониторинга арктических регионов с помощью дирижаблей, оборудованных тепловизорами, радиолокаторами, лазерными датчиками и видеокамерами. Речь пока идет о двух моделях летательных аппаратов — это беспилотный дирижабль ДП-27 «Анюта» и привязной аэростат ЭМАК. Летом этого года аэростаты использовались на площадках ВМФ в Кронштадте и хорошо себя показали. Оба аппарата производятся в Долгопрудненском конструкторском бюро автоматики.