Формулировка еще тогда насторожила депутатов от КПРФ, которые собрали больше ста подписей коллег по Госдуме. И они обвинили единороссов и профильный комитет ГД под руководством депутата Плигина в том, что те «заминают» дело.
«Парламентское расследование никогда не мешает действию правоохранительных органов. Цель парламентского расследования — принять меры по внесению законодательных инициатив, чтобы подобные действия больше не повторялись»,
— заявлял, в частности, один из инициаторов расследования зампред фракции КПРФ Анатолий Локоть.
Его коллега по партии Юрий Синельщиков говорит «Газете.Ru», что тогда депутатов просто обманули. В среду Синельщиков будет убеждать других депутатов на этот раз все-таки поддержать инициативу по проведению парламентского расследования.
«Тогда нас просто надули! На следующий день выяснилось, что никакого дела против Сердюкова нет, его прекратили еще 12 дней назад! — возмущается коммунист. — Интересно, какие формулировки для отказа в проведении парламентского расследования будут сейчас? Ну вот вдруг нас убедят, что Сердюков и правда ни при чем и разбираться в его деятельности на посту министра обороны нет никакой необходимости?»
С другой стороны, объясняет Синельщиков, получив отказ с мотивировкой, его уже можно будет обжаловать в Верховном суде.
«Во-первых, сами документы о рассмотрении этого вопроса мы подали еще в середине декабря прошлого года. По закону их должны были вынести на сессию Думы через две недели, а не через пять месяцев, как это сделали в итоге, — говорит Синельщиков. — Так что вопросы к руководству Думы по срыву сроков тоже есть. В таких случаях, правда, норовят объяснить, что, мол, пока не время, не надо общество будоражить и раскалывать.
А про Сердюкова — это же первый вопрос, который задают избиратели в регионах. Приезжаю на встречу и сразу: как же так? Ну вот объясните, мы не понимаем, как вы с коррупцией боретесь, если Сердюков не при делах?! А я тоже не понимаю и хочу разобраться, никто ведь даже постановления об амнистии Сердюкова в руках не держал!
Депутат Синельщиков говорит, что с товарищами по партии они сделали акцент на девяти вопиющих случаях, «хотя, возможно, таких эпизодов 90, просто мы о них не знаем». Коммунисты опирались на сообщения прессы, потому что документов, пока шло расследование, им никто не давал.
«Если же будет парламентское расследование, мы получим доступ хотя бы к судебным документам. А уж читать документы, опрашивать людей лично я умею — 30 лет прокурором отработал, спросим всех, не поленимся, — обещает Синельщиков. — Даже если внимательно изучить приговор Евгении Васильевой, наверняка там что-то и по Сердюкову интересное найдется».
В конце концов, убеждены в Компартии, Васильева и ее подельники действовали не в безвоздушном пространстве. Как, впрочем, и сам Сердюков.
«Понятно, что Сердюков работал не в вакууме, а в правительстве Российской Федерации. И если происходило воровство бюджетных средств, то незаметно красть или использовать нецелевым образом такие большие суммы нельзя. Это могло происходить с чьего-то ведома,
— еще в феврале прошлого года заявлял коммунист Анатолий Локоть.
«А вдруг и при Шойгу все то же самое происходит?
Мы же не знаем до сих пор механизмов, благодаря которым сама ситуация была возможна, — говорит Синельщиков. — Может, есть лазейки в законах, которые это допускают, надо же во всем разобраться и исправить законы. Сажать Сердюкова или нет, должен решать суд, а вот законы изменить, если они потворствуют коррупции, — наша прямая обязанность!»
Последнее парламентское расследование, которое проводили депутаты Госдумы, касалось трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС.
«Там много чего нарыли тогда и меры в итоге приняли правильные, но вообще
функции контроля у депутатов не осталось. До принятия закона о проведении парламентских расследований их было 11, после — по пальцам пересчитать, поскольку блокируются любые инициативы,
— убежден Синельщиков. — Но такие расследования проводят парламентарии во всем мире, и они эффективны».
Выяснить, как к возможности парламентского расследования относится сам Анатолий Сердюков, «Газете.Ru» не удалось. Его адвокат Константин Ривкин для комментариев недоступен.
По месту работы Сердюкова в подмосковном Чехове — в конце 2013 года его назначили генеральным директором федерального научно-исследовательского испытательного центра машиностроения — практически не видят. Иногда, правда, пояснили «Газете.Ru» в центре, появляется кто-то из его помощников.
«Как без Сердюкова сидели мы тут без заказов и работы, так и сидим, — вздыхает собеседник в ОАО «ФИИЦ М». — Лучше точно не стало».
На сайте центра висит свежее объявление о проведении в мае конкурсных торгов. Речь идет о сдаче помещений центра и земель в аренду, всего на торги выставлено 34 объекта.