Один из наиболее известных «узников Болотной» Михаил Косенко, находящийся на принудительном лечении в психиатрической клинике под Москвой, может получить шанс на досрочное освобождение из палаты. Как выяснила «Газета.Ru», судьбой Косенко занялась Независимая психиатрическая ассоциация России в лице ее президента Юрия Савенко, который и был неравнодушен к заключению о невменяемости оппозиционера и переводу его на принудительное лечение.
По словам Савенко, на прошлой неделе он побывал на приеме у уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой.
Психиатр предложил ей организовать группу независимых экспертов из разных организаций, в том числе из ассоциации Савенко, с тем чтобы определить состояние Косенко.
Ранее Центр судебной и социальной психиатрии имени Сербского, чьи специалисты признали Косенко невменяемым, сообщил, что процедура освидетельствования состояния здоровья пациента может проводиться только спустя полгода после его нахождения в стационаре.
Однако Савенко с этим не согласен, как и в целом с подходом центра к работе с Косенко. Иллюстрируя отношение Софьи Осколковой (сотрудница Центра судебной психиатрии имени Сербского и председатель экспертной комиссии по делу Косенко, признавшая оппозиционера невменяемым и не возражавшая против его содержания в СИЗО) к своему подопечному, Савенко приводит в пример международную российско-хорватскую конференцию по духовной психиатрии. На мероприятии, состоявшемся 14 мая в Подмосковье, Софья Осколкова выступила с докладом под названием «Шизофрения и утрата духовной свободы».
«Там прозвучало потрясающее, совершенно сенсационное открытие Осколковой, — говорит Савенко. —
Она цитирует апостола Павла и на основании двух-трех строчек заключает, что это проявление синдрома Кандинского, то есть самого характерного для шизофрении синдрома.
Такая безответственно облегченная манера квалификации переживаний подэкспертных осуществляется вот так, как мы видим. Не дрогнула рука, не екнуло сердце, чтобы поставить диагноз апостолу Павлу». (Речь идет о фрагменте Послания к Римлянам святого апостола Павла: »…ибо не понимаю, что делаю. Потому что-то доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, — делаю. В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного». Это, по мнению Осколковой, перекликается с синдромом Кандинского, который иначе называется синдромом психического автоматизма — чувства отчужденности, неестественности, «сделанности» собственных движений, поступков и мышления.)
«Хотя перед нами пример религиозно-этической рефлексии, развернутое описание которой, как мы видим, иными психиатрами, видимо чуждыми таким переживаниям, принимается за тяжелое психическое расстройство, — говорит Савенко. —
Таким образом, на наш взгляд, можно и не ждать полгода».
Элла Памфилова в беседе с «Газетой.Ru» сообщила, что подключилась к проблеме Косенко.
«Мы встречались с Савенко, я уже этим занимаюсь», — сообщила Памфилова и уточнила, что постарается повлиять на ситуацию.
«Газета.Ru» связалась и с главным врачом психиатрической больницы №5 департамента здравоохранения Москвы Владимиром Ворониным. Он, в свою очередь, заявил, что не видит препятствий для досрочного обследования Косенко.
«Уже обследовали — обследуем и еще раз, — пообещал Воронин. — В целом с Косенко пока не возникало проблем».
Скептически отнеслись к возможному переводу Косенко на амбулаторное лечение лишь в Центре имени Сербского. Источник «Газеты.Ru» в руководстве центра на условиях анонимности отметил: если независимое обследование Косенко покажет, что он вменяем, то ему придется пойти под суд.
«Так что Савенко может сам еще поменять свою позицию», — предположил собеседник «Газеты.Ru».
Примечательно, что на днях сестра Косенко Ксения обратилась через «Новую газету» к президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию вокруг Михаила Косенко, который с тем же успехом, по ее мнению, может находиться на амбулаторном лечении.
В беседе с «Газетой.Ru» Ксения Косенко рассказала, что ее брат чувствует себя неплохо, не вступает ни с кем в конфликты, не жалуется на обращение и прилично питается.
Главная проблема, по словам сестры Косенко, заключается в вынужденном безделии.
«Там заниматься особенно нечем, — рассказывает Косенко. — Один телевизор на все отделение человек в семьдесят. Прогулочные дворики — как детская площадка, только с забором и колючей проволокой. Есть волейбольная площадка, но мяч дают лишь с разрешения врача, а сетки нет. Библиотека довольна скудная. Нечем заняться совершенно».
По ее словам, Косенко рассчитывает выйти если не через полгода, то через год. А пока, возможно, будет писать книгу или дневник с помощью бумаги и ручки, которые лишь на днях Ксении разрешили принести и передать на свидании.
Напомним, 8 октября минувшего года Замоскворецкий суд Москвы признал Михаила Косенко виновным в участии в массовых беспорядках и применении насилия к представителю власти на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года. Так как ранее он был признан невменяемым, суд отправил его на принудительное лечение в психиатрической больнице.