В ночь на вторник сразу восемь спутников системы ГЛОНАСС на полчаса вышли из строя. На сайте Информационно-аналитического центра ФГУП ЦНИИмаш, представляющем информацию о работе ГЛОНАСС, есть таблица с данными о состоянии космических аппаратов. Из нее ясно, что
незадолго до часа ночи по московскому времени состояние семи спутников из зеленого (пригоден для использования) стало красным. Аппараты показали признак «нездоров» в эфемеридах,
говорится в комментариях к таблице. Эфемериды — это координаты и время, которые сбрасываются на Землю и используются в навигационных системах. «Показать признак «нездоров» в своих эфемеридах» означает допустить неточность данных о положении спутника в пространстве.
Ближе к половине второго ночи семь спутников вновь заработали корректно. Еще один, восьмой, спутник ранее был выведен на техобслуживание, так как передавал некорректные данные, однако в понедельник в 10.30 его статус тоже стал красным. В три часа дня центр управления спутниками добился от него правильных данных, но затем аппарат снова забарахлил.
В пресс-службе Роскосмоса «Газете.Ru» пояснили, что в настоящее время система ГЛОНАСС работает корректно.
Всего в системе ГЛОНАСС использовалось 24 космических аппарата (еще четыре находятся в резерве). Таким образом, из строя была выведена треть группировки.
Ранее серьезный сбой произошел 2 апреля, тогда система ГЛОНАСС была выведена из строя более чем на 10 часов. Ошибка возникла одновременно почти на всех аппаратах, сообщал «Интерфакс». Тогда проблема была вызвана человеческим фактором: на борт аппаратов была заложена программа с неверными данными.
Скорее всего, ночной сбой прошел мимо обывателей, но его не могли не заметить военные, говорят эксперты. «Выход такого большого количества спутников из строя приводит к тому, что система работает с большими ошибками — будет существенная погрешность, — пояснил «Газете.Ru» гендиректор консультационного агентства «Телекомпас» Константин Голиков. — Навигационная информация, которую передают спутники, важна для пользователей — военных, автомобилистов.
У нас весь транспорт должен быть оборудован навигационной системой ГЛОНАСС. Но на машинах также еще есть GPS. Поэтому если ГЛОНАСС по какой-то причине дал сбой, то навигацию подхватывает американская система.
То есть для гражданских никаких проблем не должно быть. А вот для военных, специализированных служб — тут есть свои особенности». В частности, известно, что МЧС России оснастило все свои самолеты и вертолеты, а также морские и речные суда и 42% автомобильной техники аппаратурой ГЛОНАСС. Об этом министерство объявило 14 апреля. А год назад источники в Минобороны сообщали журналистам, что в 2014 году авиация получит ракеты с системами наведения ГЛОНАСС.
«Отключение трети спутников, безусловно, привело как минимум к значительному падению точности определяемых координат и сбоям в системах, опирающихся на этих координаты», — пояснил «Газете.Ru» заместитель гендиректора компании Omnicomm, представляющей ГЛОНАСС/GPS системы мониторинга автотранспорта, Станислав Емельянов. Он напомнил о сбое в спутниках в начале апреля.
«Как мы выяснили в процессе предыдущего сбоя, многие из прикладных систем, даже использующие ГЛОНАСС-GPS-приемники, не способны корректно обработать значительную ошибку в получаемых от системы ГЛОНАСС координатах», — пояснил Емельянов.
В компании «Автолокатор» отметили, что за те полчаса, когда спутники передавали неточные данные, специалисты технической службы не зафиксировали сбоев в системе мониторинга, жалобы клиентов также не поступали. «Сбой в работе спутников мог привести к неточности позиционирования транспортных средств. В частности, при определении местоположения разброс координат мог составить больше чем 10 м на большее количество показаний, чем обычно. Тем не менее потребители не ощутили особых проблем при работе с навигационно-телематической информацией, — пояснили «Газете.Ru» эксперты компании «Автолокатор». — Во-первых, практически вся навигационная аппаратура потребителей включает двухсистемный чипсет ГЛОНАСС/GPS. Таким образом, в случае перебоев с одной из систем оборудование продолжит выполнять свою основную функцию. Во-вторых, современные программные решения, обрабатывающие поступающие на сервер данные, используют специальные математические алгоритмы, которые сглаживают угол и траекторию трека».
Говоря о причинах сбоя, эксперты высказали два предположения: солнечная активность, точнее — мощное электромагнитное излучение, и человеческий фактор. «Причина прямо или косвенно кроется в человеческом факторе. Либо это прямая ошибка управления системой, либо же ошибка во внедряемом обновленном математическом и программном обеспечении.
Я бы сказал, что все это неприятное, но банальное «раздолбайство»,
— отметил Емельянов.
Ближе к вечеру представитель Роскосмоса заявил «Интерфаксу-АВН», что сбои, произошедшие минувшей ночью, связаны с особенностями настройки бортового программного обеспечения спутников. «Технический вопрос возник в рамках тестирования элементов системы. При выведении новых аппаратов из орбитального резерва в штатную группировку при автоматической перезагрузке произошел сбой», — сообщил представитель космического агентства. Он пояснил, что «во время испытаний, когда такая перезагрузка проводилась вручную, аппараты вели себя штатно». «Однако теперь, когда перезагрузка шла в автоматическом режиме, спутники не смогли автоматически выйти в нормальный режим, их пришлось «выводить» вручную. Сейчас наши специалисты модифицируют программное обеспечение», — сказал представитель Роскосмоса. Однако, как следует из информации на сайте Информационно-аналитического центра ФГУП ЦНИИмаш, выведенные из строя спутники находились не в резерве, а в штатной группировке. Кроме того, резерв состоит из четырех спутников, а из строя вышли семь — без учета восьмого, выведенного на техобслуживание.
После первого сбоя в группировке спутников маячные службы Великобритании и Ирландии составили карту, показывая, какая погрешность произошла из-за неправильных данных, сообщает BBC. В частности, приемник сигнала в английском городе Харвич давал неверную позицию с отклонением более чем в 50 км. Пользователям нужны альтернативные навигационные системы, сделали вывод британцы.
«Системой ГЛОНАСС на самом деле пользуются довольно многие. Даже iPhone 5 способен принимать ее сигналы», — объясняет профессор Дэвид Ласт, в прошлом президент Королевского института навигации.
«Мы увидели, что неполадки в системе ГЛОНАСС коснулись многих людей, даже там, где приемники могли принимать сигнал GPS, — говорит он. — Урок, который мы должны из этого извлечь, не только в том, что системы спутниковой навигации могут выходить из строя, но и в том, что вы не гарантируете себе безопасность тем, что существует другая такая же система спутниковой навигации». Помимо ГЛОНАСС и GPS есть еще система eLoran, которая используется для морской навигации, поясняют британцы. Кроме того, сейчас разрабатывается европейская система Galileo, она находится в процессе развертывания.
После сбоя в работе спутников в начале апреля Роскосмос совместно с Минобороны организовал рабочую группу по выяснению причин произошедшего. «Мы рассчитываем, что это был единичный сбой. Предприняты все меры, чтобы такое не повторилось», — заявил тогда информагентствам статс-секретарь, заместитель руководителя Роскосмоса Денис Лысков.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Разработка ГЛОНАСС началась в СССР в 1976 году. В 2010 году число спутников ГЛОНАСС на орбите увеличилось до 26, из них основными являются 24, остальные — резервные. Система используется для точного определения координат, скорости движения, а также уточнения расположения наземных и морских объектов с точностью до одного метра. ГЛОНАСС оснащены гражданские и военные суда, самолеты и баллистические ракеты. Система установлена на общественном транспорте и автомобилях экстренных служб.