В рамках популяризации городского наземного транспорта московские власти согласились передавать сервису «Яндекс.Пробки» данные с GPS/ГЛОНАСС-приемников, которыми оборудованы все муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи, а также маршрутки частников. Согласно российскому законодательству с прошлого года весь наземный общественный транспорт в стране должен быть оборудован GPS/ГЛОНАСС. Практической пользы от принудительной установки приемников рядовые граждане пока не ощутили.
Теперь передача доступа к данным с навигационных систем «Яндексу» позволит всем пользователям ресурса через свои мобильные приложения в реальном времени отслеживать перемещение общественного транспорта в Москве.
Подобный сервис, который называется «Общественный транспорт», у «Яндекса» уже работает в Казани, Омске, Новосибирске и с 26 июля – в Московской области. По такой же схеме он будет работать и в Москве. С автобусов и трамваев на сервис «Яндекса» будет поступать сигнал GPS/ГЛОНАСС о местоположении каждой единицы транспорта, а «Яндекс» будет отображать его на своих картах, пояснили «Газете.Ru» в поисковой компании алгоритм работы.
Чтобы воспользоваться сервисом, нужно скачать на свой гаджет приложение «Яндекс.Карты» (услуга бесплатная). Затем в приложении выбрать пункт «Меню», перейти в подпункт «Слои» и там уже поставить галочку, включающую функцию «Общественный транспорт». После этого при увеличении масштаба на карте можно увидеть, как небольшие серого цвета иконки передвигаются по карте – это и есть автобусы, маршрутки, троллейбусы и трамваи. Также при нажатии на иконку остановки можно увидеть интервал, с которым передвигается по этому маршруту транспорт.
Сейчас даже из Москвы можно посмотреть, как эта услуга работает в других городах. Например, в подмосковном Ногинске действительно видны серые иконки автобусов, передвигающихся по карте города. Однако их совсем немного. В «Яндексе» не исключают, что просто не весь транспорт передает свой сигнал.
Запуск сервиса в Москве станет возможен только после открытия городского диспетчерского центра управления наземным пассажирским транспортом, который планируется запустить в ноябре. Этот центр будет аккумулировать информацию, поступающую от навигационных приемников, и передавать ее «Яндексу». «Мосгортранс» планирует также разработать собственное приложение для пользователей по отслеживанию движения общественного транспорта. Однако, учитывая популярность «Яндекс.Карт», вряд ли оно будет востребовано у широкого круга пользователей.
«Сейчас мы очень активно работаем с «Яндексом». Весь подвижной состав «Мосгортранса» оснащен спутниковой системой GPS/ГЛОНАСС, эти данные позволят организовать такую услугу на «Яндексе», ― рассказал порталу M24.ru первый замгендиректора предприятия Борис Ткачук.
При этом ни в «Яндексе», ни в «Мосгортрансе» пока не смогли прокомментировать, кто будет оплачивать саму передачу данных с навигационных систем.
Примечательно, что еще на прошлой неделе аналитик сервиса Леонид Медников в интервью «Газете.Ru» признался, что чиновники данные с приемников общественного транспорта не передают. «В Москве этих данных нам не предоставляют, — пожаловался тогда представитель «Яндекса». — Разные версии выдвигаются, вплоть до того, что это какая-то антитеррористическая защита. Тут нам трудно комментировать. Факт в том, что готовый сервис у нас есть, а данных нет. Поэтому люди пока продолжают терять время в ожидании автобусов и мерзнуть на остановках, хотя могли бы выходить точно к автобусу».
Транспортные эксперты сходятся во мнении, что подобный сервис будет востребован в городе и действительно может повысить популярность наземного транспорта.
«Такие сервисы необходимы для города, они существуют во многих европейских городах, позволяя горожанам всегда четко рассчитывать время поездки, — заявила «Газете.Ru» главный редактор информационно-аналитического портала «Геожизнь» Анастасия Бару. — Если не будет проблем с задержкой передачи данных, все будет работать корректно, то такой сервис будет высоко востребован среди москвичей».
Популярность сервиса во многом будет зависеть от того, насколько его удобно будет использовать. «Важно, чтобы, находясь дома, пользователь мог понимать, через сколько нужно выйти к остановке, чтобы как раз попасть на свой автобус. Насколько это будет четко организовано, настолько будет зависеть востребованность сервиса», — пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор Московского союза транспортников Юрий Свешников.
В то же время он напомнил, что все данные с приемников общественного транспорта должны в первую очередь передаваться в региональный центр мониторинга, который находится в структуре Федеральной службы надзора в сфере транспорта.
«То, что эти данные будут передаваться в третьи руки («Яндексу»), это вопрос дополнительных соглашений. Но здесь наверняка возникнет вопрос с транспортной безопасностью, — сказал «Газете.Ru» Свешников. — Одно дело, когда федеральная служба получает данные о расположении каждого транспортного средства, которое является субъектом транспортной безопасности. Другое дело, когда этот доступ получает коммерческая структура».