Во вторник первый зампред военно-промышленной комиссии при правительстве России Иван Харченко раскрыл журналистам выводы спецкомиссии, расследовавшей крушение ракеты-носителя «Зенит». Результаты были зафиксированы в докладе, который был представлен вице-премьером Дмитрием Рогозины премьер-министру Дмитрию Медведеву 15 февраля.
«Выводы доклада сводятся к тому, что причиной аварии стала неисправность блоков, произведенных на Украине, к российской технике претензий нет», — цитирует РИА «Новости» Харченко.
Полный текст доклада недоступен.
Авария произошла 1 февраля в Тихом океане. Запуск проводился с плавучей платформы Odyssey в рамках международной коммерческой программы Sea Launch («Морской старт»). 95% «Морского старта» принадлежит ракетно-космической корпорации «Энергия». Ракета-носитель «Зенит-3SL», которую произвело украинское КБ «Южное», должна была вывести на орбиту спутник связи Intelsat-27 (IS-27). Двигатель первой ступени — РД-171М, установленный на ракете, — был сделан российским НПО «Энергомаш». На орбите должен был включиться разгонный блок ДМ-SL, который был создан в РКК «Энергия». Однако через 50 секунд полета у ракеты выключился двигатель первой ступени, и она упала в океан.
Ранее версия неполадок в ракете-носителе уже называлась.
4 февраля глава РКК «Энергия» Виталий Лопота заявил, говоря о причине аварии: «Все крутится сейчас вокруг блока бортового источника мощности первой ступени».
Спустя два дня представители украинского ГКБ «Южное» подтвердили это. «Предварительно установлено, что наиболее вероятной причиной прекращения полета ракеты является отказ бортового источника мощности (БИМа)», — рассказал руководитель центра информационных связей КБ «Южное» Юрий Мошненко.
БИМ изготовили на Южном машиностроительном заводе им. А. М. Макарова («Южмаш»). Он предназначался для подачи рабочей жидкости (масла) в рулевые приводы, которые отклоняют камеры сгорания (сопла) двигателя по командам от системы управления, что обеспечивает управление полетом ракеты.
Аппаратура, отвечающая за работу рулевых приводов, отказала за секунды до старта, пояснил источник «Интерфакса» в космической отрасли. Из-за этого «рулевые приводы не могли управлять поворотом камер двигателя в нужном направлении», пояснил источник. В результате ракета отклонилась от курса, это и зафиксировали приборы спустя 11 секунд полета. «Таким образом, ракета «Зенит» сразу после старта была неуправляемой. Устройство отказало еще до момента отрыва ракеты от стартового стола», — пояснил собеседник.
В настоящее время решается вопрос о компенсации.
Харченко сообщил, что Роскосмосу поручено повести проверку финансово-экономической деятельности в рамках данного международного проекта и доложить правительству, что делать дальше, поскольку по международным договоренностям за деятельность российских предприятий ответственность несет Россия.
Спутник IS-27 должен был усилить группировку UHF Follow-On (аппараты серии UFO), работающую в интересах военно-морского флота США, и создаваемую спутниковую группировку Mobile User Objective System (MUOS), говорится на сайте Intelsat General Corporation. Эти группировки обеспечивают связь в интересах ВМФ США по всему миру.
«Intelsat оказывает коммерческие услуги в диапазоне УВЧ (ультравысоких частот. — здесь и далее «Газета.Ru») министерству обороны США в рамках продолжения таких наших программ, как Marisat и Leasat (уже не используемые спутниковые группировки связи ВМФ США). Система опирается на нашу текущую программу с австралийскими вооруженными силами», — пояснил вице-президент Intelsat General Corporation Дон Браун.
«Полезная нагрузка IS-27 UHF эквивалентна по функционалу спутнику UFO-11 военно-морского флота», — добавил он.
Компания Sea Launch, единственная в мире, проводит запуски из района экватора с плавучей станции. «Возможность проведения запусков непосредственно с экватора позволяет максимально использовать эффект вращения Земли, а значит, повышает эффективность средств выведения по выводимой массе при запуске космических аппаратов на геостационарную орбиту и, соответственно, снижает удельную стоимость их доставки на целевую орбиту», — говорится на сайте РКК «Энергия».
В рамках программы Sea Launch было проведено 35 пусков, в том числе один частично успешный и три неудачных. Первый запуск состоялся в 1999 году. Все спутники на орбиту выводились ракетой-носителем «Зенит-3SL» и разгонным блоком ДМ-SL. «Все аппараты доставляются на сборочно-командное судно, базирующееся в Тихом океане, около берегов США, и там монтируются», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе РКК «Энергия». В порту сборочно-командное судно служит сборочным цехом, а в открытом море — центром управления подготовкой и пуском ракеты-носителя.
Ведет программу международный консорциум SLC (Sea Launch Company), созданный в 1995 году. До 2010 года в него входили американская фирма Boeing Commercial Space Company (40% капитала), российская РКК «Энергия» (25%), украинские КБ «Южное» (5%) и ПО «Южмаш» (10%), а также норвежская судостроительная компания Aker Kvаrner (20%). В 2009 году консорциум SLC объявил о банкротстве, после чего произошла финансовая реорганизация. Было решено, что финансировать запуски будет Energia Overseas Limited (EOL) — дочерняя компания российской РКК «Энергия». В итоге EOL получила 95% акций консорциума, у Boeing осталось 3% акций, и 2% акций — у норвежской судостроительной компании Aker Solutions (Aker Kvаrner является ее дочерней компанией).