Главу украинского движения Femen Анну Гуцол задержали в петербургском аэропорту Пулково в пятницу, около 20.00. Самолет авиакомпании ГТК «Россия» рейсом из Парижа приземлился в Пулково в 19.00. Гуцол была задержана при прохождении паспортного контроля. Пограничник, сверяющий списки пассажиров с перечнем лиц, которым запрещен доступ в РФ, предложил ей пройти с ним в отдельную комнату.
Там Гуцол объявили, что на российскую землю ее не пустят.
«Анна Гуцол находится у нас, в комнате для задержанных, — сказали «Газете.Ru» в три часа ночи в отделе пограничного контроля «Пулково-аэропорт». — 11-часовым рейсом она будет отправлена туда, откуда прилетела, в Париж. Причина — ей запрещен въезд в Российскую Федерацию: такая информация поступила к нам от Федеральной миграционной службы, по их информации мы ее и задержали».
«При задержании вела себя нормально, не кусалась, сиськи не показывала», — уточнили в пограничном контроле аэропорта.
«Она тут же начала угрожать пограничникам и звонить кому-то по телефону, — сказал «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах Петербурга. — Сопротивления не оказывала, но пришлось провести с ней беседу».
Связаться с представителями ФМС России в субботу не удалось.
Как рассказала «Газете.Ru» активистка движения Femen Александра Шевченко, Гуцол летала в Париж на встречу с представителями издательства Calman Levi, которые намерены издать книгу о деятельности украинских феминисток, и возвращалась на Украину через Россию. «Она просто выбрала рейс, который дешевле, — сказала Шевченко. — Мы и предположить не могли, что дело обернется таким образом. Мы знаем, что трем нашим активисткам запрещен въезд в Россию, после того как они пытались украсть урну с голосования президента России. Сейчас мы будем решать, что со всем этим делать: под угрозу, как оказалось, поставлены и другие наши активистки.
Думаем, что все это связано с патриархом Кириллом и спиленным нами крестом. Хотя в России, и в Петербурге в частности, мы ничего подобного делать не собирались».
Femen — украинское незарегистрированное женское движение, получившее известность эпатажными акциями протеста, во время которых активистки действуют топлес. В день вынесения приговора участницам панк-группы Pussy Riot активистки Femen спилили деревянный поклонный крест возле Октябрьского дворца в Киеве. Украинская милиция возбудила дело по статье «хулиганство».
Шестиметровый крест повалила с помощью бензопилы блондинка, на которой были только красные шорты и черные сапоги.
«В день приговора женское движение Femen высказывает поддержку и уважение своим российским коллегам из группы Pussy Riot, – сообщили активистки на своей страничке в Livejournal. – В знак солидарности с жертвами кремлевско-поповского режима Femen-ки свалили поклонный крест над майданом Независимости при помощи бензопилы. Поваленный крест был выполнен из твердой породы древесины, привезенной из святых мест, куда давеча являлась сама Богородица».
«Если активистки будут приговорены к тюремным срокам, то Femen направит карающее острие своей бензопилы персонально на подонков, ответственных за страдания ни в чем не повинных женщин», — заключили феминистки.
Позже МВД Украины сообщило, что возбудило уголовное дело по ч. 2 ст. 296 УК (хулиганство). На Украине максимальное наказание по этой статье – четыре года лишения свободы. По предварительным данным МВД Украины, спиленный активистками поклонный крест был установлен в 1994 году. Помимо милиционеров на месте происшествия работали коммунальные службы Печерского района: специалисты обдумывали технические возможности восстановления разрушенного креста — так, чтобы он не угрожал безопасности окружающих, заявили тогда в МВД Украины.
В Femen сообщили, что в субботу Гуцол действительно под конвоем доставили «на борт самолета, следующего в Париж», и она улетела во Францию.
Около 16.30 активистка Femen France Инна Шевченко рассказала «Газете.Ru», что Гуцол в настоящее время уже прибыла в Парижский центр движения. Правда, сама высланная оказалась недоступна для комментариев: по словам соратницы, в этот момент она принимала душ.
По словам Шевченко, после того, как Гуцол препроводили в «помещения для нелегалов» (где она и оставалась до утра), у нее спрашивали, одна ли она приехала в Россию. Хотя пограничники утверждают, что феминистку не пустили в Россию на основании статьи 27.7 закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», в Femen говорят, что никаких документов подтверждающих, что лидер движения оказалась в «черном списке» лиц, которым запрещен въезд в Россию, ей так и не предоставили. Гуцол лишь сообщили, что ограничения для нее будут действовать пять лет. «И только после прилета в Париж ей вернули паспорт — документы ей вручила стюардесса», — говорит активистка.
Впрочем, заявляют феминистки, даже объявление их российскими властями персонами нон грата не заставит Femen отказаться от борьбы. «Вы нас в дверь, а мы — в окно», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте движения.