Интрига заключалась в том, что в среду на голосование нижней палаты российского парламента было вынесено сразу два «образовательных» законопроекта: правительственный проект «Об образовании» и проект «О народном образовании», который еще в начале этого года внесли на рассмотрение Госдумы представители фракции КПРФ.
Два документа рассматривались один за другим.
Правительственный законопроект представлял министр образования и науки Дмитрий Ливанов, который заверил присутствующих депутатов, что положения нового закона ни в коей мере не уменьшает тех прав на образование, которыми россияне обладают сейчас. По его словам, доступность и бесплатность образовательных услуг, напротив, увеличатся. В частности, средний уровень образования станет общедоступным и бесплатным. То есть поступить в колледж сможет любой желающий и без экзаменов. А что касается школьного образования, то новые стандарты содержат больше учебных часов, нежели сейчас. Поступление в вузы в рамках нового законопроекта остается на конкурсной основе. Также министр отметил, что расширится круг организаций различных форм собственности, где можно будет бесплатно получать образование. Закон создает условия для развития модульных и дистанционных технологий, а так же сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Закрепляется правовой статус педагогического работника, но наряду с этим вводятся обязанности по осуществлению профессиональной деятельности педагогов. Все льготы у учителей и педагогических работников будут сохранены в полном объеме. Родители в рамках закона будут наделены особым статусом и существенными правами в области общественного управления и контроля. В законе прописаны меры социальной поддержки учащихся: выделение бесплатных учебников, питания, предоставление школьного автобуса, общежития, стипендии.
По второму законопроекту «О народном образовании» докладывал один из его разработчиков, депутат от партии КПРФ, заместитель председателя думского комитета по образованию Олег Смолин. К самым смелым положениям законопроекта можно отнести отказ от повсеместного нормативно-подушевого финансирования, предоставление выбора между ЕГЭ и обычными выпускными экзаменами и ежегодно 7% на нужды образования от ВВП.
В итоге правительственный законопроект поддержало более 600 участников заседания, а «коммунистический» набрал более 200 голосов.
Однако во время обсуждения проекта закона «Об образовании» было предложено доработать ко второму чтению некоторые положения документа. Главные опасения у депутатов вызвало то, что после согласования с Минфином из законопроекта исчезли все конкретные положения по зарплате учителей. В предпоследней редакции документа было сказано, что заработная плата должна быть равна средней по экономике региона, а в той версии, которая рассматривалась в первом чтении, говорилось, что уровень зарплаты вправе устанавливать президент, правительство и региональная власть. «После чистки в Минфине он превратился в закон об отсылочных нормах. Оттуда исчезли все конкретные слова и цифры, которые гарантируют бюджетное финансирование. Зарплата, объем стипендиального фонда — все это будет регулироваться подзаконными актами правительства», — заявил «Газете.Ru» Олег Смолин.
Заместитель председателя Госдумы Людмила Швецова во время заседания попросила в ближайшее время доработать все спорные моменты. «Нужно провести дальнейшую работу в комитете по образованию и межфракционной группе. Мы готовы обсуждать финансирование образования, надо продумать формулировки, которые будут вооружать Минобрнауки в разговорах с Минфином и правительством», — сказала она.
В комитете по образованию говорят, что готовы обсудить поправки ко второму чтению в ноябре. «Уверен, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению появятся еще предложения. Кстати, на ноябрь намечено проведение «круглого стола», где также будут обсуждаться поправки ко второму чтению законопроекта», — рассказал «Газете.Ru» член думского комитета по образованию Григорий Балыхин.