О том, что новый законопроект «Об образовании» в четверг отправят в правительство, стало известно на заседании экспертного сообщества, прошедшем в среду в основном здании НИУ ВШЭ на Мясницкой улице. Как сообщил присутствовавший на заседании премьер-министр Дмитрий Медведев, до конца июля документ будет передан на рассмотрение в Госдуму.
Премьер-министр собрал экспертный совет, чтобы услышать последние оценки документа. Для участия в обсуждениях были приглашены министр образования и науки Дмитрий Ливанов, министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, директор федерального Института развития образования Александр Асмолов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедитов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, член Общественной палаты Любовь Духанина, зампред думского комитета по образованию Олег Смолин, представители вузовского сообщества, общественных организаций и учителя.
«Я даже не припомню: какой законопроект у нас так долго принимался и так долго обсуждался. Рано или поздно все заканчивается, надо ставить точку. Завтра на заседании правительства вытолкнем этот документ многострадальный, если вы не скажете, что его категорически нельзя принимать, потому что нельзя принимать вообще», — обратился премьер к приглашенным экспертам.
Ни у кого из присутствующих не возникло категорических возражений, но отдельные замечания все же были. Хотя за время, отведенное на встречу, выступить успели немногие.
В частности, Любовь Духанина высказалась по поводу учительской зарплаты. Она попросила прописать в законе пункт, согласно которому у учителя будет твердая ставка и зарплата не будет состоять, как это происходит сейчас, из двух частей – основной и стимулирующей. Кроме того, член Общественной палаты попросила премьера рассмотреть возможность возвращения сельским учителям льгот по оплате коммунального труда.
Критика коснулась и одной из самых революционных норм законопроекта о сетевом взаимодействии образовательных учреждений, в рамках которой школьники и студенты буду иметь право брать уроки не только в своем образовательном учреждение, но и за его пределами.
(К примеру, ребенок учится в одной школе, а на урок русского приходит в соседнюю – «Газета.Ru»). Пока что, по словам Духаниной, подобная норма закона невыполнима из-за несоответствия гражданскому законодательству в части совместного использования имущества, а также нормам в части финансирования программ и соучредительстве.
Было упомянуто и дополнительное образование школьников (законопроект не закрепляет право на бесплатное дополнительное образование, а напротив, разрешает школам брать деньги за дополнительные услуги: кружки, секции, группы продленного дня и пр. – «Газета. Ru»). Духанина предложила подумать над тем, чтобы наиболее талантливым детям выдавать ваучеры на дополнительные занятия.
Критика проректора НИУ ВШЭ Исаака Фрумина касалась финансирования системы образования.
Он сказал, что если расходы на образование урежут (как это собирается сделать Минфин), то ни о каком полноценной реформе речи идти не может.
Зампред думского комитета по образованию жестко высказался по поводу недавно принятых новых образовательных стандартов для старшеклассников. И предложил сделать ЕГЭ добровольным.
«Тот, кто хочет его сдавать – пусть сдает. Но выбор должен быть предоставлен», — сказал Смолин.
Медведев, в свою очередь, прояснил ряд экспертных вопросов. По поводу финансирования системы образования он пообещал, что расходы снижены не будут, но в то же время отметил, что увеличить их в ближайшие пять лет тоже вряд ли удастся. «Мы не должны снижать темпов развития образования, мы должны зафиксироваться на какой-то позиции и двигаться выше. Мы сделаем все то, что предусмотрено в указах президента, это будет к 2018 году. Минфин хочет это сделать медленнее, Минобрнауки быстрее, но мы выйдем на программные показатели к 18-му году, не сомневайтесь», — сказал премьер.
Касательно школьных стандартов Медведев дал поручение еще раз обсудить вопрос: «По школьным стандартам нужно провести дополнительный диалог: что должно быть включено в обязательный набор и в базовый уровень».
ЕГЭ премьер поддержал, хотя и предложил изменить подход к сдаче экзамена по некоторым предметам.
«В этом году у меня сын сдавал ЕГЭ и мое отношение стало менее однозначным. Для меня очевидно, что ЕГЭ должен совершенствоваться и внедрение вербального компонента нужно обязательно использовать не только по иностранному языку, но и в значительной гуманитарных дисциплин. Но это не означает, что мы не отказываемся от конструкции. Сложный набор тестов — с одной стороны и набор устных испытаний — с другой стороны. Хорошо, если так получится», — заявил премьер.
В Минобрнауки заявляют, что новый закон не раньше, чем через год.
«В этом году мы не успеем принять этот закон. Есть предварительная договоренность с профильным комитетом Госдумы о том, что первое чтение состоится в ноябре, потом законопроект еще раз будет обсуждаться в регионах, потом начнется процесс внесения поправок», — сообщила заместитель министра, статс-секретарь Наталья Третьяк на сегодняшнем брифинге для прессы. По ее словам, до конца года законопроект будут обсуждать в парламенте, в начале следующего года его, скорее всего, примут, а вступит в силу документ не менее, чем через полгода после того, как его подпишет президент.