Стало известно, кто в России в ближайшие годы будет отвечать за формирование государственной политики по улучшению положения детей. Как сообщает во вторник сайт главы государства, Владимир Путин подписал указ «О Координационном совете при президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы». В состав совета вошли как высокопоставленные чиновники, так и эксперты по вопросам детства и правозащитники из НКО. Возглавила совет председатель Совета федерации Валентина Матвиенко. Ее заместителем стала вице-премьер России Ольга Голодец.
Согласно положению координационного совета, его основными задачами станут определение способов, форм и этапов реализации нацстратегии, обсуждение практики ее реализации и подготовка предложений президенту по определению приоритетных направлений государственной политики в интересах детей.
«В документе четко сформулированы цели и задачи. Вместе с тем национальная стратегия открыта для новых предложений, собирать и систематизировать которые как раз и будет координационный совет», — процитировали слова Матвиенко в пресс-службе Совета федерации. При этом прежде всего в совете обещают обращать внимание на инициативы регионов. «Одной из проблем в концепции называется неравенство между субъектами... в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей. Мы должны не только вырабатывать рекомендации по решению этой проблемы, но и контролировать их исполнение», — заявила Матвиенко. Кроме того, сравнивая опыт регионов по реализации детских соцпрограмм, власти получат возможность «формировать в том числе и предложения по бюджету», говорит она.
В целом, как пояснила «Газете.Ru» Голодец, совет нужен для того, чтобы «помогать реализовывать новые подходы в области детства»: в частности, новые технологии в социальной сфере, касающиеся сирот и инвалидов, которые позволяют «максимально включать их в нормальную жизнь, обычную человеческую деятельность».
Секретарем новой структуры назначена председатель комитета Совета федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина. Кроме того, в его состав вошли министр внутренних дел Владимир Колокольцев, министр юстиции Александр Коновалов, уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов, заместитель председателя Госдумы Людмила Швецова, глава комитета Совета федерации по социальной политике Валерий Рязанский, члены Общественной палаты Евгений Брюн, Любовь Духанина и Ольга Костина.
Напомним, предполагающий создание координационного совета указ о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы, президент подписал 1 июня 2012 года. Тогда же глава государства поручил правительству в трехмесячный срок утвердить план основных мероприятий в рамках первого этапа стратегии — до 2014 года.
Сама стратегия, согласно официальным документам, разрабатывалась по шести направлениям: семейная политика и детосбережение; качественное воспитание и проблемы культуры; здравоохранение; равные возможности для детей с ограниченными возможностями; система дружеского судопроизводства для детей; участие самих детей. По каждому из этих направлений должен быть разработан перечень конкретных мер, в частности, потребуется совершенствование законодательства. Вопрос финансового обеспечения в документе не рассматривается, это задача правительства при планировании бюджета.
Среди первоочередных мер документ подразумевает разработку и принятие закона, определяющего основы государственной семейной политики, а также законодательной базы для реформирования органов опеки.
В частности, запланировано совершенствование системы налоговых вычетов для семей с детьми и создание Государственного алиментного фонда. В нацстратегии поставлена задача пересмотреть условия предоставления инвалидности для детей, а также возможности улучшения условий социализации для детей с «ограниченными возможностями».
Предполагается, что итогом реализации стратегии станет «эффективная многоуровневая система защиты детства, основанная на международных стандартах», младенческая и детская смертность снизится, российские семьи чаще будут брать на воспитание сирот, а дошкольное образование будет доступно всем детям.
По словам Драгункиной, в стратегию «отбирали кричащие проблемы»: те вопросы, которые решаются в рамках существующих программ, в документе не повторялись.
Рязанский, в свою очередь, рассказал, что «многие параметры документа направлены на решение главной задачи — защиты детства как инструмента решения демографической проблемы. «Сейчас нет более важной задачи», — заявил он «Газете.Ru». Кроме того, по словам сенатора, в своей работе в координационном совете он сосредоточится на теме родительской ответственности, а также «мотивации добросовестного родительства», чтобы дети при живых родителях не попадали в сиротские учреждения.
Национальная стратегия действий в интересах детей получила высокую оценку экспертов. Так, член Общественной палаты, председатель правления МПОО «Сопротивление» Ольга Костина назвала документ «системным шагом в защите детства». По ее мнению, он охватывает практически все социальные проблемы, с которыми могут столкнуться дети и родители. Костина особо отметила раздел «Правосудие, дружественное детям», который предполагает создание щадящего режима работы госорганов в случаях, если в систему правосудия попадает ребенок, не важно, в качестве кого — обвиняемого или жертвы преступления.
По словам другого члена координационного совета, исполнительного директора региональной общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» Алексея Голованя, стратегия — действительно очень сильный документ, отвечающий широкому ряду международных документов, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка и новой программе Совета Европы по защите прав и интересов детей.
Особенно важно, по мнению эксперта, что большинство разделов стратегии «носят межведомственный характер», то есть в ней прописано не то, что федеральный министерства и так должны делать в силу своих обязанностей, а то, что, находясь на стыке различных структур, не относится ни к чьей компетенции. Кроме того, документ открывает большие возможности для совместной деятельности государства и НКО.
Совершенно новым в российской практике стал раздел, связанный с участием детей в решении проблем, связанных с защитой их прав.
«Статья 12 Конвенции о правах ребенка рассматривает детей не как объект управления взрослых, а как самостоятельный субъект права со своей точкой зрения, требует учета мнения детей по любому связанному с ними вопросу, а также создания механизмов этого учета», — пояснил Головань. Он также отметил, что в мировой практике подобные механизмы, учитывающие возраст и развитие ребенка, разработаны и успешно применяются.
Из стратегии Совета Европы на 2012—2015 годы следует и большой раздел отечественного документа, посвященный обеспечению информационной безопасности детства, рассказал Головань.
При этом речь идет о гораздо более глобальном подходе к проблеме, чем пресловутое правило 18+. Кроме создания общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей предполагается внедрение программ обучения детей правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность. «Детей необходимо обучать тому, как вести себя, если сталкиваешься с предложениями знакомства, с сайтами, культивирующими экстремизм, суицид, порнографию. А родителей учить тому, как контролировать своих детей», — считает Головань.
Стратегия широко обсуждалась специалистами в регионах. Как рассказала «Газете.Ru» также вошедшая в состав совета уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, город уже внес в федеральную концепцию часть предложений, касающихся льготного налогообложения многодетных семей, решения проблем детсадов путем создания частно-государственных партнерств, профилактики отказов от детей в роддомах.
«В октябре на съезде уполномоченных я буду говорить о том, какие изменения в законодательство еще необходимо внести, — рассказала Агапитова, — Речь идет о законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», об уголовном, уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательств».
В частности, привела пример Агапитова, при разводе родителей часто возникает проблема определения местожительства ребенка. Во многих европейских странах существует форма опеки, когда один из родителей является постоянным опекуном, а другой — временным. На постоянного возлагаются обязанности в том числе и по обеспечению встреч ребенка с временным опекуном. Петербургский омбудсмен полагает, что такая форма опекунства будет эффективна и в России. Кроме того, Агапитова предлагает возродить институт патронатной семьи, так как детей, имеющих проблемы со здоровьем, сейчас неохотно берут в семьи. Патронат предполагает, что по отношению к таким детям все основные функции на себя берет государство, но в то же время ребенок находится в семье.
Между тем, как отмечают эксперты, каким бы хорошим ни был сам политический документ, все будет зависеть от реализации заявленных им целей. Но уже первые шаги в этом направлении вызывают опасения.
Дело в том, что национальная стратегия не содержит конкретных мероприятий — их должны разрабатывать профильные ведомства, пояснил Головань. В повестке дня заседания правительства 30 августа стояло утверждение плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации стратегии.
Однако этот план, по словам Голованя, совершенно не отвечал ни масштабам, ни целям, ни задачам этого документа, вызвал серьезные возмущения и был отправлен на доработку.
«Министерства дали удобные для себя предложения, чтобы не напрягаться, — считает эксперт. — Видя такое отношение на федеральном уровне, не станут особо стараться и в регионах. Но если мы хотим получить реальный результат, должен быть сделан рывок сразу по всем направлениям документа. И я очень надеюсь, что президент сможет преодолеть сопротивление министерств. Сейчас необходим серьезный задел, который поможет переломить отношение общества и власти к теме детства. Ведь как запряжешь, так и поедешь. И если сразу не будут пресечены попытки выхолостить основные направления стратегии, потом никто и не вспомнит их содержания».