Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко продолжает чистку команды прежней градоначальницы Валентины Матвиенко. В пятницу стало известно, что своего поста лишилась Вера Дементьева — председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе этого ведомства, губернатор издал приказ об освобождении Дементьевой от должности, поскольку у нее истек срок трудового договора.
Бывший председатель КГИОП уже назначена директором государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Павловск». Предыдущий директор музея Николай Третьяков был уволен в понедельник. Его увольнение происходило со скандалом: против ухода начальника выступили сотрудники ГМЗ. Они обратились с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву и новому губернатору Полтавченко. Сотрудники «Павловска» попросили чиновников «восстановить справедливость и заступиться за Третьякова». По их мнению, увольнение Третьякова недопустимо. В письме указывается, что за 14 лет деятельности Третьяков вывел музей на качественно новый уровень – открыл новые выставочные залы, провел масштабные реставрационные работы. После увольнения Третьякова источники «Газеты.Ru» сказали, что, скорее всего, как раз на его место и назначат Дементьеву.
Провожали в пятницу главу комитета, с которым связаны все градостроительные скандалы, скромно. Как рассказал «Газете.Ru» источник в Смольном, в КГИОП не стали устраивать большого банкета, обошлись шампанским с легкими закусками. Приехал вице-губернатор Игорь Метельский, курирующий в Петербурге городское имущество и отвечающий за охрану культурного наследия. Он сказал прощальную речь. «Должность председателя КГИОП сложная, так как в Петербурге сложились диаметрально противоположные мнения о путях сохранения и развития города, — заявил Метельский. — Какую точку зрения ты бы ни занимал, все равно окажешься под огнем критики».
В пятницу также стало известно, что пост председателя комитета занял Александр Макаров, работавший помощником Георгия Полтавченко, когда он был полпредом по ЦФО.
В пятницу же Макаров был представлен чиновникам КГИОП. Представляя его, вице-губернатор Метельский заявил: «Несмотря на то что Александр Игоревич родился в Москве, он потомок коренных петербуржцев, переживших блокаду города, его детство прошло в Ленинграде».
Макарову 56 лет, он окончил Московский архитектурный институт. Месяц назад покинул аппарат полпредства по ЦФО. Видимо, предложение от губернатора Полтавченко возглавить КГИОП поступило уже тогда. В 90-е годы Полтавченко и Макаров вместе служили в ФСБ. Макаров — генерал-лейтенант, работал в центральном аппарате. По данным из открытых источников, курировал патриархию РПЦ, в частности занимался защитой патриарха Алексия и вопросами борьбы с терроризмом.
Отметим, что Дементьева стала четвертым чиновником высшего ранга, которому не нашлось места в Смольном при губернаторе Полтавченко. Ранее были уволены вице-губернаторы Алексей Сергеев, отвечавший за ЖКХ, и Алла Манилова, курирующая сферы культуры, образования, науки, СМИ и молодежной политики. Также в отставку отправлен глава Петроградского района Константин Желудков. Их места соответственно заняли бывший начштаба полка в ЛенВО Сергей Козырев, бывший замполпреда по ЦФО Василий Кичеджи и полковник Юрий Гладунов, 25 лет отслуживший замполитом в армии.
Таким образом, трое из четырех новых назначенцев в Смольном — выходцы из силовых структур, армии и ФСБ.
Дементьева отвечала за охрану памятников Петербурга восемь лет, с 2003 года. С ее именем связаны самые громкие градостроительные скандалы Петербурга. В 2008 году активисты общественной организации «Живой город» принесли в Смольный список около 100 утраченных исторических зданий. Однако чиновники заявили, что эти здания либо не являлись объектами культурного наследия, а просто находились в исторической зоне, либо за их сохранность отвечали федеральные власти.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», негативно оценивают деятельность Дементьевой. Они полагают, что борьба за исторические памятники Петербурга не закончена.
«Вера Дементьева, конечно, профессиональный человек, она разбирается в истории архитектуры, искусствовед по образованию, — говорит Алексей Ковалев, депутат законодательного собрания, член петербургского совета по сохранению культурного наследия. — Но понятно, что, как любой человек, обслуживающий интересы правящего клана, она не имела собственного мнения. В итоге из списка вновь выявленных объектов культурного наследия до черта было снесено. Это, например, исторические казармы, где построили жилой комплекс «Парадный квартал». Или историческое здание на Невском, 112–114, на месте которого возвели редкую мерзость».
Ковалев не считает, что борьба за сохранение исторического облика Петербурга закончится с уходом Матвиенко и Дементьевой. «Сейчас я получаю из Смольного точно такие же ответы-отписки, какие были при Матвиенко, — утверждает депутат. — Например, здание на набережной Фонтанки, 23, власти признали аварийным и собираются сносить вопреки законам об охранной территории. Просим Смольный провести историко-культурную экспертизу этого дома, принадлежавшего министру финансов Российской империи, а нам отвечают – делайте ее сами».
По мнению Ковалева, ситуация может стать еще хуже: новый глава КГИОП «не обладает ни опытом, ни связями».
«С Петербургом он не связан никак, — говорит Ковалев, — Почему при назначении не посоветовались с людьми? Это неприлично со стороны губернатора».
Александр Карпов, руководитель центра экспертиз ЭКОМ, говорит о новом этапе борьбы градозащитников и чиновников. «Вера Анатольевна завела комитет в такую ситуацию, когда он не устраивал ни градозащитников, ни горожан, ни бизнес, который вынужден был работать в условиях постоянно меняющихся требований со стороны КГИОП, — полагает эксперт. — При этом комитет сам находился под большим давлением, им постоянно обгрызали полномочия. На предыдущем этапе, при губернаторе Матвиенко, были битвы за отдельные здания, точечные бои. Теперь нам предстоит битва за слова, точки и запятые в законах, за которыми будут стоять сотни снесенных или спасенных зданий, за концепцию развития города».