Законопроект, переданный в Госдуму в конце прошлой недели, предусматривает ряд поправок в закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Его авторы — группа депутатов-единороссов, в том числе вице-спикер нижней палаты парламента Надежда Герасимова и первый зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков. Под ЧС подразумеваются в первую очередь лесные пожары. «Уроки лета 2010… послужили предпосылкой разработки данного законопроекта», — говорят депутаты. Предложенные ими меры вполне можно использовать «при борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями» и при ликвидации их последствий.
В пояснительной записке авторы документа указывают на необходимость повышения эффективности системы реагирования на угрозы возникновения ЧС.
Эффективность любых мер, принимаемых при реагировании на чрезвычайные ситуации для защиты населения, «напрямую зависит от разработанности механизма взаимодействия органов госвласти и местного самоуправления, а также вовлеченности в процесс предупреждения чрезвычайных ситуаций населения», отмечается в пояснительной записке. Однако, добавляют парламентарии, «действующая система управления в условиях ЧС нуждается в дальнейшем совершенствовании». «Существующий порядок разграничения полномочий... не позволяет четко разграничить компетенцию органов, поэтому при возникновении ЧС их действия нередко являются разрозненными, требующими длительных процедур согласования», — сказано в записке.
В настоящее время чиновникам приходится согласовывать предпринимаемые во время ЧС меры с вышестоящими властями, что замедляет скорость реагирования на угрозу, пояснил «Газете.Ru» один из авторов документа, член комитета Госдумы по безопасности Алексей Розуван. «Прошлым летом было много согласований, например было непонятно, кто принимает решения, если горят леса в двух соседних областях, — сказал он. — Наш законопроект дает руководителям право принимать решения и отвечать за них. Они будут полностью самостоятельны, без оглядки на вышестоящее руководство».
Предложенные депутатами поправки предусматривают введение трех режимов функционирования органов управления и сил единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС: это режим повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Полномочия по введению режима деятельности депутаты предлагают возложить на органы власти, в том числе местное самоуправление.
Кроме того, устанавливаются четыре уровня реагирования на ЧС: местный, региональный, федеральный и особый. От территории распространения угрозы будет зависеть, кто ответственен за безопасность и ликвидацию ЧС. «Если пожар в пределах одной деревни, то это местный уровень и глава поселения сам решает, какой режим ЧС надо вводить и какие меры безопасности предпринимать, — поясняет Розуван. — Если пожар полыхает на территории двух поселений, то руководство берет на себя глава района. Когда ЧС охватывает два и более района, то это уже региональный уровень реагирования — ситуацию под свой контроль и руководство берет глава региона. А если горят две области, то уровень реагирования считается федеральным — в этом случае все решения принимает правительство». Особый уровень реагирования устанавливается, когда режим ЧС действует в нескольких субъектах РФ или же когда есть угроза территории соседних государств. Тогда руководство принимает на себя президент страны.
Авторы добавляют, что для режимов и уровней будет создан перечень дополнительных мер обеспечения безопасности населения. В числе таких мер ограничение доступа людей и автотранспорта на территорию, где существует угроза возникновения ЧС, разбронирование резервов материальных ресурсов, кроме государственного материального резерва, использование транспортных средств, средств связи и другого имущества органов власти и организаций. При этом принимаемые меры не должны ограничивать права и свободы человека, напоминают законодатели.
Кроме того, предлагается дать право вводить режим повышенной готовности и режим ЧС руководителям организаций, на территории которых может возникнуть угроза ЧС, но только «в определенных случаях». В каких именно, депутаты не указывают.
«Теоретически каждая организация должна иметь план действий во время ЧС: тот же план эвакуации есть везде, — напоминает Розуван. — Согласно законопроекту, руководители организаций будут устанавливать режимы реагирования, назначать руководителя работ по ликвидации ЧС, а также принимать решения о введении разных мер безопасности для сотрудников».
Получив полномочия, чиновники и главы организаций будут нести ответственность. Депутаты признают, что возникла проблема, связанная с определением лиц, отвечающих за реализацию мер по обеспечению безопасности. Предлагаемые поправки позволят отследить, кто на каком этапе не выполнил свои обязанности. «Если не были предприняты необходимые меры безопасности, то должностных лиц можно будет привлечь за халатность», — добавил Розуван.