— До какого года действует соглашение между Россией и США об аренде мест в пилотируемых кораблях «Союз»?
— До 2013 года. Но мы бы хотели продлить его до 2014 года. Мы работаем над этим (согласно договоренности между двумя странами, Россия обязана предоставлять в «Союзах» как минимум одно место американским астронавтам. – «Газеты.Ru»).
— Собирается ли агентство продлевать использование шаттлов?
— Не думаю, что мы продолжим использовать шаттлы после окончания существующих договоров. Осталось еще четыре запуска шаттлов. Один из них уже находится на пусковой платформе и, надеюсь, успешно взлетит в понедельник (на момент выхода материала шаттл Discovery уже стартовал к МКС и достиг расчетной орбиты. – «Газета.Ru»). Я думаю, это нормальный план. Последний шаттл, по текущему расписанию, должен стартовать 16 сентября.
— Когда NASA планирует завершить работу над новым кораблем Orion?
— Мы приступили к работе над новым кораблем. Корабли для нас скорее всего произведет соответствующая коммерческая компания. Это займет примерно еще пять лет.
— Как вы оцениваете возможности России осуществлять все полеты к МКС в ближайшие годы?
— Россия проделывает много тяжелой работы, чтобы полеты в космос были возможными. И делает свою работу очень хорошо. Мы настоящие партнеры, зависящие друг от друга. Так, мы зависим от России в плане перевозок, но частично предоставляем энергию на орбите. А 14 мая на шаттле мы доставим на МКС российский модуль МИМ-1. Нужно понимать, что над МКС работает не одна страна, а 16 государств. Все они проводят соответствующие исследования, которые помогают понять, как устроены в космосе многие вещи. Мы не можем полностью воспроизвести подобные исследования здесь, на Земле. Так что эта работа очень увлекательна.
— Будут ли еще какие-то страны использовать МКС в ближайшие годы?
— Есть несколько стран, которые, возможно, также будут заинтересованы в проведении исследований на МКС. Мы говорили об этом в марте на саммите глав космических агентств в Токио. Сейчас мы готовы определиться.
— Готовятся ли уже какие-то новые соглашения по эксплуатации станции?
— У нас есть уже базовые соглашения по полетам, но потенциально мы можем их поменять. Но сначала все заинтересованные страны — партнеры, которые эксплуатируют МКС, должны точно определиться с тем, что другие страны могут заниматься исследованиями на станции.
— Вы надеетесь, что Россия в ближайшие годы будет делать больше «Союзов»?
— Я думаю, Россия будет продолжать производить четыре «Союза» в год.
О пятом «Союзе» вам лучше поинтересоваться у представителя «Роскосмоса».
— Что предстоит сделать на МКС этой миссии?
— Шаттл, который вылетит в понедельник, привезет на МКС тренажеры и новое оборудования для исследований. В частности, специальную установку WORF (Window Observational Research Facility) для наблюдения за глобальными процессами на Земле, которые изменяют климат, нарушают озоновый слой и т. д. Также космонавты будут наблюдать за временными геологическими явлениями. Шаттл доставит на станцию и новый рефрижератор, способный охлаждать биологические образцы, в том числе образцы кровяных клеток. Это будет захватывающая миссия.
— Вам нравится космодром Байконур?
— Очень. Мне нравится и космический центр имени Кеннеди во Флориде. Любые стартовые площадки — здесь, в США, Японии — это всегда особенное место.