Во вторник стало известно, что скандальное дело об убийстве четверых заключенных в колонии № 1 города Копейска затронуло руководство главного управления ФСИН по Челябинской области.
Следственный отдел управления СКП по УрФО предъявил обвинение в укрывательстве преступления главе Челябинского управления ФСИН генералу Владимиру Жидкову.
ЧП в колонии произошло 31 мая 2008 года на транзитно-пересыльном пункте колонии, куда накануне по этапу прибыли жители Тюменской области и Воронежа 24-летний Сергей Поляев, 37-летний Анатолий Айвасед, 20-летний Вячеслав Сахабаев и 26-летний Евгений Мамуков. «В пути следования в специальном вагоне осужденные вели себя агрессивно и вызывающе, агитируя остальных на оказание силового противодействия сотрудникам управления по конвоированию», — было позже указано в материалах прокурорской проверки. По прибытии в Копейск осужденные продолжили буйство. На следующий день утром заключенных вывели на прогулку, где они напали на надзирателей с заточками, изготовленными из металлических супинаторов. В заключении следствия, появившемся летом 2008 года, говорилось, что пять сотрудников исправительного учреждения получили тяжелые черепно-мозговые травмы, переломы и резаные раны.
Заключенных обезвредили и в наручниках отвели в колонию, где избили резиновыми дубинками и рассадили по одиночным камерам. Бунтовщиков осмотрел тюремный медик, но никаких серьезных травм он не обнаружил. Однако к вечеру состояние здоровья сидельцев неожиданно ухудшилось, и все четверо скончались от посттравматического шока – в результате кровоизлияния в мягкие ткани.
После этого колония оказалась в центре внимания властей. Первоначальной их реакцией стала поддержка администрации ИК № 1, с адекватным действием сотрудников которой согласился глава управления ФСИН по Челябинской области Владимир Жидков. После в колонию отправились представители ФСИН, в том числе глава федерального ведомства Юрий Калинин. Он вскоре также заявил, что применение силы к заключенным в колонии было оправдано. Более того, власти предложили общественности свою версию причины бунта. По их данным, волнения спровоцировал криминальный авторитет по кличке Медведь, а когда бунт был подавлен, четверо заключенных приняли яд и умерли.
Челябинские и свердловские правозащитники начали собственную проверку по факту гибели заключенных. Тем временем с июня 2008 года прокуратура Челябинской области вела расследование обстоятельств гибели заключенных. Уголовное дело было возбуждено по ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия, специальных средств, с причинением тяжких последствий) и ч. 4 ст. 111 (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) Уголовного кодекса. Одновременно по факту нападения на сотрудников администрации исправительного учреждения возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 321 (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенная в отношении сотрудника в связи с осуществлением им служебной деятельности) Уголовного кодекса.
В результате появилась третья версия произошедшего в Копейской ИК № 1. Согласно представленным прокурорами данным, состояние законности в исправительном учреждении № 1 было признано неудовлетворительным.
«Избитым осужденным не была оказана квалифицированная медицинская помощь и не обеспечен контроль за состоянием их здоровья», – посчитали в прокуратуре. В целом прокуроры выявили «грубейшие нарушения требований Конституции и Уголовно-исполнительного кодекса», отметили «низкий профессиональный уровень сотрудников колонии», а также «отсутствие надлежащей воспитательной работы с осужденными». В июле 2008 года по требованию прокуратуры от должностей были освобождены 11 сотрудников колонии, проходящих по делу. Среди них был начальник колонии Вадим Валеев, его заместитель по оперативной работе, два начальника отделов и семь других сотрудников.
На основании проверки под стражу был взят начальник оперативного управления ФСИН по Челябинской области майор Андрей Шилин. Ему инкриминировалось сокрытие должностных преступлений, фальсификация документов и превышение должностных полномочий. На время следствия Шилин был помещен в изолятор ФСБ, в котором под арестом уже находились 8 из 11 сотрудников дежурной смены копейской колонии, участвовавших в подавлении бунта. Там же были и 8 заключенных, принимавших участие в беспорядках. Приговоры еще никому не вынесены.
Теперь стало известно, что уголовную ответственность может понести и глава управления ФСИН по Челябинской области Владимир Жидков.
В рамках предъявленных обвинений, подпадающих под статью 316 УК РФ, Жидкову грозит наказание от штрафа в 200 тыс. рублей до 2 лет колонии.
По словам члена общественной наблюдательной комиссии по соблюдению прав человека в местах лишения свободы при Общественной палате в Свердловской области Дмитрия Рожина, обвинения руководству регионального ГУ ФСИН – «необычный итог обычной практики». «Заключенные были избиты в результате «профилактической» работы, однако, видимо, кто-то перестарался», — заявил «Газете.Ru» Дмитрий Рожин.