Во вторник столичное правительство одобрило концепцию проекта нового московского Закона «О молодежи». Как объяснила руководитель департамента семейной и молодежной политики города Людмила Гусева, принятый четыре года назад закон с тем же названием устарел настолько, что корректировать его нет смысла, лучше переписать. К тому же, отметила Гусева, действующий закон в большей степени направлен на социальную поддержку, и в нем ничего не сказано о воспитании молодежи. И, кроме того, в столице отсутствует «четкая вертикаль молодежной политики», в результате чего «у семи нянек дитя (городская молодежь) без глазу».
Однако основная цель закона и всей молодежной политики города – создание условий для самореализации молодежи – остается неизменной, подчеркнула чиновница.
Как сказано в концепции, молодежь – это не только «граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие, обучающиеся или работающие в Москве», но и особая часть общества, «находящаяся в процессе становления, положение которой во многом детерминировано социально-экономическим состоянием общества».
Усугубляется проблема, считают авторы концепции, еще и кризисом традиционных институтов социализации – семьи и школы, вуза, производства и армии. А СМИ «способствуют в основном распространению массовой потребительской культуры, создают хаотичное представление о реальности, приводят к «раздвоению сознания», росту насилия и нравственной распущенности»
«Кризис форм социализации говорит о том, что, кроме органов госвласти Москвы, сегодня нет субъекта, способного мобилизовать все общественные ресурсы на формирование адекватных вызовам времени социальных институтов, — делают вывод авторы концепции.
Следовательно, «основная часть молодежи нуждается в государственных услугах, компенсирующих недостаток жизненного опыта». Для достижения своих благородных целей столичные власти ставят перед собой задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, образования ее в традиционных ценностях национальной культуры, обеспечения реализации социально-экономических потребностей молодежи, создания условий для выбора молодыми людьми «индивидуальной траектории развития».
Не забыли в мэрии и о «тлетворном влиянии Запада». «Борьба с проявлениями негативных направлений связана с патриотическим воспитанием, — заявила Людмила Гусева. — Его отсутствие открывает дорогу иностранным фондам, которые, прикрываясь борьбой с негативными проявлениями, насаждают молодежи чуждую идеологию».
Оценкой эффективности молодежной политики города, по замыслу авторов концепции, должен стать ежегодный доклад столичного правительства Мосгордуме «О положении молодежи в городе Москве».
Не дожидаясь ежегодного доклада, депутат Татьяна Портнова поинтересовалась, каким образом молодым москвичам будут обеспечиваться равные стартовые возможности для самореализации при существующем расслоении общества. И узнала, что речь идет не только о молодежи из бедных слоев: равные условия будут созданы и для молодых инвалидов, лиц, вернувшихся из мест заключения и всех, кто находится «в трудном жизненном положении». «Мы все учтем», — заверила руководитель «молодежного» департамента.
Ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров предложил авторам законопроекта заняться проблемами трудовых отрядов, которым «существующая законодательная база не позволяет сегодня работать полностью в правовом поле». А также поддержкой молодых семей и других незащищенных представителей молодежной среды. На этом вопросы со стороны «взрослой» части участников заседания закончились. И инициативу передали студенческому правительству дублеров, привлеченному для обсуждения Концепции.
Как оказалось, «объекты» нового закона особой необходимости в нем не увидели.
«Изменение законодательства каждые четыре года не добавляет к нему доверия, — заявил от имени студенческого правительства дублер одного из заместителей мэра Алексей Галкин. – Норм, мешающих развитию молодежной политики, в действующем законе нет. Зачем же нужна его ревизия?». А какие-то необходимые новации, предположил он, можно внести отдельными изменениями в разные действующие законы.
Между тем, как начали наперебой сообщать «дублеры», в новой редакции действующего закона из него исчезают меры социальной поддержки молодежи.
Декларируя равные условия и «уход от иждивенчества», авторы законопроекта забыли про действующие сегодня льготы для студентов и школьников. Еще одна декларативная норма – о «включении в экономическую деятельность» молодежи — заменила собой совершенно конкретную норму о поддержке молодежного предпринимательства.
Не вызвала у «дублеров» восторга и идея «выстраивания единой вертикали общественно-государственных органов».
Хотя бы потому, что согласно федеральному законодательству государственные органы не могут вмешиваться в деятельность общественных организаций или создавать их. «Мы никого не собираемся подчинять, это консультативно-совещательные органы. И студенческое правительство — такой же орган», — поставила на место прытких дублеров зампред профильной комиссии Мосгордумы Ирина Великанова.
Не пошел на поводу у дублеров и мэр. «Закон должен быть принят до конца года», — заявил он. Но потом подсластил пилюлю: «Давайте не будем все решать за нашу молодежь, она должна быть не объектом, а субъектом наших решений». По мнению Юрия Лужкова, «субъекту» вполне можно было бы доверить распределение выделяемых на молодежную политику бюджетных средств. «Мы должны решать вопрос о выделении ресурсов, а как их использовать лучше знают в правительстве дублеров и Молодежной палате при Мосгордуме, — заявил мэр. — Они это чувствуют непосредственно».