В пятницу в Сахалинском областном суде жюри присяжных признало не виновными в умышленном убийстве генерала Виталия Гамова трех подсудимых — Алексея Бритова, Алексея Аникина и Сергея Малютина. Просовещавшись несколько часов, заседатели объявили, что все трое виновны лишь в умышленном уничтожении и повреждении имущества, совершенном из хулиганских побуждений, путем поджога, повлекшем по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 167), передает «Интерфакс».
Таким образом, второй процесс над виновниками в смерти генерала, стартовавший в конце февраля 2008 года, закончился тем же, чем и первый.
Прокуратура и в первый, и во второй раз инкриминировала Бритову, Аникину и Малютину ч. 2 ст. 105 УК РФ и ч. 3 ст. 30 УК РФ — убийство самого Гамова и покушение на убийство членов его семьи. Если бы подсудимые были признаны виновными по этим статьям, им грозило бы серьезное наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Однако убедить присяжных в виновности фигурантов дела прокуратуре снова не удалось.
Ранее, 25 декабря 2006 года, после четырех месяцев судебного разбирательства убийцы генерала также были признаны виновными по статье «хулиганство» и приговорены к четырем годам лишения свободы каждый за нападение на квартиру генерала Федеральной пограничной службы РФ (ФПС РФ) Виталия Гамова, совершенное в ночь на 21 мая 2002 года. Как удалось установить следователям, злоумышленники Алексей Бритов и Сергей Малютин в ту ночь разбили окно квартиры Гамова в доме № 81 на ул. Чехова в Южно-Сахалинске, где генерал жил вместе с женой и 14-летним сыном, и забросили внутрь четыре пластиковые бутылки с зажигательной смесью. В это время третий преступник, Алексей Аникин, ждал своих сообщников возле подъезда.
Во время вспыхнувшего в квартире пожара Виталий Гамов и его жена получили сильнейшие термические ожоги, у обоих было обожжено до 90% тела.
Сын Гамовых Иван не пострадал. А супруги были госпитализировали в одну из южно-сахалинских больниц, а потом переправлены в ожоговый центр японского города Саппоро, где спустя неделю Виталий Гамов скончался. Лариса Гамова стала инвалидом.
Расследование по делу о гибели генерала Гамова велось более трех лет, прежде чем сотрудникам правоохранительных органов удалось задержать исполнителей убийства. Бритов, Малютин и Аникин скрывались от правосудия, причем последний использовал поддельные документы на имя гражданина Украины.
По версии прокуратуры, преступники заранее обдумали убийство и действовали по чьему-то заказу. Первоначально обвиняемым инкриминировались еще и ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля).
На суде сами Малютин, Бритов и Аникин не отрицали своей причастности к гибели Гамова, но заявляли, что не собирались убивать генерала, а хотели его «только попугать». Адвокаты говорили, что их подзащитные «по просьбе неустановленного лица забросили зажигательное устройство в квартиру Гамовых, но с целью не убийства генерала, а причинения вреда имуществу семьи генерала». В итоге присяжные лишь частично признали их вину. Тогда прокуратура и вдова Гамова сочли приговор слишком мягким. Генпрокуратура опротестовала решение в Верховном суде, сославшись на нарушения Уголовно-процессуального кодекса РФ. В ноябре 2007 года дело было отправлено на новое рассмотрение.
Будет ли обвинение вновь обжаловать приговор, пока неизвестно.
Кстати, заказчик убийства генерала до сих пор не найден. У прокуратуры есть подозреваемый, но его имя держится в тайне. Дело в отношении предполагаемого заказчика выделено в отдельное производство, а сам он объявлен в федеральный и международный розыск. Кроме того, следствию до сих пор не известны мотивы покушения на генерала Федеральной пограничной службы РФ. Большинство версий преступления связаны с незаконной ловлей рыбы — браконьерством, которое имеет на Сахалине огромные масштабы. В частности, предполагалось, что заказчиком убийства Гамова мог быть криминальный авторитет Василий Наумов по кличке Якут, убитый в южнокорейском городе Пусане через год после смерти генерала. Якут контролировал большую часть нелегального лова рыбы на Сахалине, а генерал Гамов, по предположениям следователей, мог перейти ему дорогу.
Согласно другой версии, Гамов был якобы связан с рыбной мафией и погиб потому, что отстаивал интересы одной из конкурирующих группировок. Однако руководство Сахалинского управления Федеральной пограничной службы отрицало информацию о коррумпированности генерала. Следствие также не обнаружило никаких преступных связей Гамова с «рыбной мафией».