На шестые сутки поисков самолета авиакомпании Malaysia Airlines для родственников его пассажиров не появилось ни одной обнадеживающей новости. Когда стало известно, что после пропажи отметки лайнера военный радар больше часа фиксировал объект, развернувшийся в сторону Малаккского пролива, поиски обломков расширились и к западу от Малайского полуострова — к Андаманскому морю. Накануне китайские СМИ опубликовали снимки со спутников, на которых запечатлены возможные обломки самолета как раз в новом районе предполагаемого крушения. Однако это не приблизило поисковиков к достижению цели.
Более того, чем больше времени проходит с момента последнего контакта с самолетом, тем более мистической кажется ситуация с его пропажей. В четверг газета Wall Street Journal опубликовала статью, из которой следует, что пропавший лайнер продолжал оставаться в воздухе около четырех часов после последнего контакта с ним. Об этом газете сообщили два информированных источника, ведущих расследование ЧП с американской стороны.
Специалисты уверены, что в общей сложности Boeing-777 пролетел, не выходя в эфир, около пяти часов — чуть меньше времени, которое он должен был затратить на полет до Пекина.
По мнению американских официальных лиц, занимающихся противодействием терроризму, данные говорят о том, что пилот или кто-то, находившийся за штурвалом, развернул самолет в неизвестном направлении, перед этим выключив так называемые транспондеры, которые позволяют фиксировать местоположение борта гражданскими радарами.
Дело в том, что на борту Boeing-777, как и на большинстве воздушных судов западных компаний, установлена система ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System), которая автоматически через спутник передает на землю информацию о различных параметрах полета — режиме работы двигателей, высоте, скорости, совершаемых экипажем маневрах и движениях самолета.
Лайнер оснащен двумя турбореактивными двигателями Trent 800 производства Rolls-Royce, и информация об их работе раз в 30 минут поступает не только специалистам Malaysia Airlines на земле, но и в компанию-производителя силовых установок. «Исчезновение самолета сейчас официально рассматривается как авиационное происшествие, и вся информация строго контролируется расследованием», — заявил представитель Rolls-Royce на условиях анонимности, ссылаясь на правила Международной организации гражданской авиации.
Если информация WSJ верна, то это означает, что Boeing надо искать в круге радиусом почти 4 тыс. км —
он мог долететь как до Пекина, так и до западной части Индийского океана, границы Пакистана и до Аравийского моря.
А учитывая то, что на борту должен был оставаться аварийный остаток топлива (объем которого обычно зависит от стратегии авиакомпании и выбранного места назначения), радиус поисков может оказаться еще больше — вплоть до стран Африканского Рога.
Неопределенность с тем, куда направлялся самолет, и то обстоятельство, что его полет продолжался с выключенными транспондерами, наталкивает американское расследование на мысль, что Boeing мог быть направлен в неизвестном направлении с не очевидными для властей целями.
Со слов неназванного источника, близкого к расследованию, «самолет увели, чтобы использовать позднее в других целях».
«Больше всего в этой ситуации меня удивляет тот факт, что если самолет был захвачен, то у экипажа было немало средств сообщить об этом на землю. Однако это не было сделано», — сообщил «Газете.Ru» эксперт из авиационной отрасли.
И хотя Хишамуддин Хуссейн, министр обороны Малайзии, в четверг назвал сообщения WSJ «неаккуратными», к заявлениям малайских властей также стоит относиться с осторожностью. К примеру, местные военные до сих пор не могут достоверно утверждать, что отметка на радаре, двигавшаяся спустя час после пропажи лайнера на запад, принадлежала именно этому самолету. «Сегодня мы до сих пор не уверены, что это был тот самолет. Вот почему мы продолжаем поиски в двух районах».
Однако факт остается фактом: с отключенными принудительно или из-за технического отказа транспондерами самолет Boeing мог пролететь незамеченным тысячи километров.