Последовательная деградация за 20 лет
Возможность ввода российских войск на территорию Крыма рисует в воображении многих людей картины военного противостояния между российской и украинской армиями. Но до серьезного противостояния дело может не дойти хотя бы по той причине, что контингент украинской армии в Крыму не превышает 3,5 тыс. человек, в распоряжении которых находится небольшой артиллерийский арсенал и легкое вооружение. Об этом в интервью изданию The New York Times сообщил ученый Игорь Сутягин, российский эксперт по вооружениям, бывший участник «обмена шпионами», а ныне работающий в расположенном в Великобритании Королевском объединенном институте оборонных исследований (RUSI).
По его словам, отсутствуют у находящихся в Крыму украинских военных и боевые танки, которые можно было бы эффективно использовать.
Единственной силой, которой обладает украинская армия на месте, является эскадрилья истребителей Су-27, базирующаяся на военном аэродроме Бельбек под Севастополем (по последней информации, его уже взяли под контроль силы самообороны Крыма).
Таким образом, по мнению Сутягина, серьезного отпора части регулярной украинской армии в Крыму никому оказать не смогут.
Более того, недавно вернувшийся из Аденского залива флагман украинского ВМФ фрегат «Гетман Сагайдачный» покинул Севастополь и отбыл в направлении греческого Крита.
Схожее мнение в интервью «Газете.Ru» высказал и Игорь Коротченко, член Общественного совета при Министерстве обороны РФ, главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО).
«Вне зависимости от смены власти украинская армия последовательно деградировала на протяжении последних 20 лет. При разделе Советского Союза Украина получила одну из самых боеспособных группировок войск. Напомню, что на ее территории было несколько приграничных военных округов. Это Киевский, Прикарпатский, Одесский военные округа. Это были округа, в которых дислоцировались самые боеспособные и укомплектованные воинские части, имелось огромное количество складов с оружием для мобилизационного развертывания новых общевойсковых и танковых армий.
Огромный военный потенциал.
Но, к сожалению, на протяжении 20 лет это все деградировало, Украина распродавала оружие, чтобы заработать валюту, сокращала численность вооруженных сил, и в конечном итоге это привело к тому, что на сегодняшний день украинская армия полностью небоеспособна за исключением отдельных частей спецназначения и подразделений воздушно-десантных войск».
Украинские танки ушли в Пакистан и Ирак
На замечание корреспондента «Газеты.Ru» о том, что Украина по крайней мере делает свои современные танки, Игорь Коротченко ответил: «Современные украинские танки, например танк «Оплот», поставлялись на экспорт. Украина выполнила несколько крупных контрактов на поставку танков в Пакистан, Украина поставляла бронетранспортеры в Ирак. И вся эта техника на вооружение украинской армии не поступала, были единичные поставки. Поэтому можно сказать, что оборонно-промышленный комплекс Украины работал на экспорт. Например, Украина подписала контракт на поставку кораблей на воздушной подушке «Зубр» для Китая, но в собственные вооруженные силы это не поступало. И так далее. Абсолютно не обновлялся, а только деградировал парк боевой авиации. Старые Су-27, старые Миг-29, которые были произведены еще при Советском Союзе.
Кстати говоря, о состоянии украинской армии можно судить по тому, что, проводя пуски ЗРК, они сбили гражданский самолет над Черным морем (Ту-154). Это показывает низкий профессионализм и квалификацию.
Остальное вооружение полностью небоеспособно, техника устарела и фактически не может покинуть боксы, где она находится. Отменен призыв в украинскую армию, так как планировалось, что после серии сокращений такая маленькая карманная армия будет комплектоваться контрактниками. И это сегодня официально признал руководитель украинского правительства Арсений Яценюк. Правда, всю вину за это он возложил на Януковича, но надо понимать, что все это невозможно было развалить за четыре года, а это разваливалось на протяжении последних 20 лет, начиная от Кравчука и заканчивая Януковичем. При Ющенко украинская армия продолжала деградировать, хотя сегодняшние соратники Ющенко обвиняют в этом Януковича. Но на Януковича вешать всех собак некорректно, так как 20 лет шел развал армии».
«В российскую армию поступают новые виды вооружений»
По сравнению с украинской армией, в России, несмотря на проблемы, есть видимые результаты модернизации Вооруженных сил. Например, в начале 2014 года на Черноморском флоте были завершены пусконаладочные работы современного оборудования во вновь построенном командно-диспетчерском пункте (КДП), предназначенном для управления полетами самолетов и вертолетов морской авиации, и тогда же поступила система управления полетами «Альфа», действующая не только над побережьем Севастополя, но и над всем Черным морем.
«В российскую армию поступают новые виды вооружений: например, модернизированный зенитно-ракетный комплекс «Бук», переносной зенитно-ракетный комплекс «Верба», пулеметы «Печенег» и «Корд», противотанковый ракетный комплекс «Хризантема», — отмечает главный редактор «Арсенала Отечества» Виктор Мураховский. — Кроме того, производятся закупки систем управления и связи, боевой экипировки, в количестве нескольких тысяч единиц в год закупается современная военная автомобильная техника».
По его словам, у тех частей, которые расквартированы в Крыму и входят в состав Южного военного округа, можно увидеть современное стрелковое оружие и боевую экипировку, новые грузовики и средства связи, легкую технику — например, бронемашину «Тигр». «Если говорить о крупнокалиберной артиллерии и тяжелой бронетехнике, то ее в Крыму не было, и, насколько мне известно, планов по ее переброске туда нет», — говорит Мураховский.
Оценить, во сколько России может обойтись военная операция в Крыму, эксперт затрудняется. «Даже примерно обозначить расходы на переброску ограниченного контингента российских войск в Крым не представляется возможным — потому что неизвестно, например, из какого военного округа части могут быть переброшены», — утверждает Мураховский.
Война с Грузией в 2008 году обошлась России более чем в 10 млрд рублей. Согласно исследованию ученых из американского Университета Брауна, стоимость войны в Ираке для США превысила 2 трлн долларов.
У ЕС — кризис, у США — модернизация
Негативные сценарии развития событий предполагают соперничество российской армии с вооруженными силами ЕС и НАТО. «Из-за экономического кризиса армии европейских стран — членов НАТО сократили закупки вооружений, — говорит Виктор Мураховский. — Заметно уменьшились программы закупок, например боевых машин пехоты (БМП) или самоходных артиллерийских установок Panzer-Haubitze 2000 для немецкой армии; но продолжают развиваться и поступать на вооружение беспилотные летательные аппараты (БПЛА), автоматизированные системы управления войсками, боевая экипировка».
В отличие от европейских партнеров, США продолжают выделять финансы на модернизацию своих вооруженных сил.
Так, в 2012 году был утвержден 30-летний план по модернизации американской армии до 2042 года. Примечательно, что данный план был утвержден вопреки тому, что Пентагон обязали сократить расходы на вооружение на $500 млрд в течение ближайших десяти лет. И если в 2012 году реализация данных мероприятий лишь только начиналась, то в минувшем году она вышла в активную фазу.
В первую очередь, модернизация американской армии подразумевает не разработку новых типов вооружений, но приспособление уже имеющихся в ее распоряжении образцов к действиям в максимально широком спектре ситуаций. В частности, речь идет об американских военных вездеходах Humvee (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) и танках «Абрамс». В то же время, согласно данной программе, боевые машины пехоты M2 «Брэдли» планируется полностью заменить на боевые бронированные машины «Страйкер», главным преимуществом которых является возможность многоцелевого использования: на «Страйкеры» можно поставить различный набор вооружений, то есть приспособить их для конкретной ситуации. С гусеничными «Брэдли» такие манипуляции проделать не представляется возможным.
Таким образом, в последние годы американские власти отказываются от новых разработок в пользу модернизации уже имеющихся образцов. Так, например, с 1991 года объединенной командой фирм Boeing и Sikorsky разрабатывался вертолет RAH-66 «Команч», призванный сменить разведывательно-ударные вертолеты AH-64 «Апач». Однако в середине 2000-х годов из-за дороговизны производства полностью разработанный проект был свернут, а разработанные ноу-хау решили применить при модернизации «Апачей».
Данный пример показателен и в целом показывает, что армия США теперь предпочитает масштабным и дорогим проектам точечные, но революционные наработки.
Более того, в последнее время глава Пентагона Чак Хейгел все чаще выступает с тезисом о необходимости сокращения численности вооруженных сил США для того, чтобы сделать их более профессиональными и привлечь деньги на модернизацию. Из-за недостатка финансирования только за 2013 год были отменены утвержденные в начале XXI века программы по созданию серийного производства новых боевых машин, а также систем ПВО нового поколения. Из ряда амбициозных проектов выжил только активно реализуемый план по созданию наземных пилотируемых систем.
Американские власти планируют выделять на модернизацию армии по $50 млрд ежегодно вплоть до 2023 года. Данных средств хватит на завершение работы над проектом Lockheed Martin F-35 Lightning II — семейством малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, на создание новых крылатых ракет для подводных лодок, а также нового дальнего бомбардировщика. Ради этого придется сократить численность армии с 490 тыс. до 380 тыс. военнослужащих, из-за чего также придется списать несколько бомбардировщиков и три военных корабля. Тем не менее решение о сокращениях в армии пока не принято — существует и вариант, согласно которому урезать придется масштабы модернизации американских вооруженных сил.
Будущими же разработками в США занимаются Институт солдатских нанотехнологий при Массачуссетском технологическом институте (MIT), о деятельности которого рассказывала «Газета.Ru», и Фонд DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) — агентство передовых оборонных исследовательских проектов) — агентство министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий как для использования в вооруженных силах, так и двойного назначения. Фонд DARPA был основан в 1958 году в ответ на запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли.
«Звездные войны» далеко, а корабли НАТО — близко
Но все же до полноценных «звездных войн» с бегающими «по пыльным тропинкам далеких планет» астронавтами, стреляющими друг в друга лазерными пистолетами, пока еще, слава богу, далеко. В составе российской армии присутствуют войска воздушно-космической обороны, но их первоочередные задачи связаны с баллистическими ракетами: предупреждение о ракетном нападении и поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника. Кроме того, войска воздушно-космической обороны должны проводить наблюдение за космическими объектами и выявление угроз для России в космосе и из космоса, а при необходимости — парировать такие угрозы (после падения Челябинского метеорита вице-премьер Дмитрий Рогозин не один раз говорил про необходимость разработки системы слежения за околоземным космическим пространством). Наконец, в компетенцию войск воздушно-космической обороны входит запуск и поддержание спутниковых систем военного и двойного назначения.
Главная незасекреченная военная задача, решением которой занимаются космические аппараты, — это дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) из космоса.
Данные ДЗЗ — это изображения земной поверхности, сделанные с помощью оптической или радиолокационной аппаратуры, которая установлена на искусственных спутниках Земли. Данные спутники — космические аппараты с аппаратурой ДЗЗ — запускаются обычно на низкие полярные орбиты высотой от 500 до 1000 км или на геостационарные 24-часовые орбиты высотой 36 тыс. км (здесь обычно размещены спутники с аппаратурой для обзорных метеонаблюдений видимой поверхности Земли). Собственно, исторически технология детальной съемки Земли из космоса сначала разрабатывалась для военной разведки: в 1959 году в США начались запуски секретных спутников по первой программе видовой фоторазведки CORONA, которую курировало ЦРУ. Кроме задач, связанных с поиском баз стратегических бомбардировщиков и межконтинентальных баллистических ракет (МБР), спутниковые снимки применялись для составления карт стран мира в интересах Пентагона.
В настоящее время разрешение данных, получаемых с гражданских спутников, уже составляет 0,5 м, и такие снимки имеют тенденцию накапливаться и становиться общедоступными.
Так, уже в 2010 году любой пользователь интернета, проявив усердие, мог получить свежие снимки территории России из космоса и оценить пожароопасную обстановку. Учитывая тенденцию увеличения детальности спутниковых изображений и демократизации доступа к этим данным, эксперты полагают, что в ближайшие годы размеры пикселя спутниковых снимков уменьшатся до 0,3 м.
Очевидно, что с таким разрешением сложно сделать большой секрет из передислокаций крупных частей армии.
Люди, близкие к вооруженным силам, точно знают ответ на вопрос, остались ли в Черном море со времен Олимпиады корабли НАТО и прошли ли на север через Босфор два эсминца ударной авианосной группы ВМС США.
«Несколько кораблей НАТО, даже если они болтаются в Черном море, не делают погоды, — считает Игорь Коротченко. — Погоду делает турецкий флот. Но, во-первых, у нас есть Черноморский флот, который доказал свою эффективность в войне с Грузией, и во-вторых, на территории России развернут в прибрежной полосе подвижный противокорабельный комплекс «Бастион» со сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Яхонт». И в случае какой-то гипотетической ситуации они способны уничтожить любые цели в акватории Черного моря. Разумеется, НАТО про это знает. Поэтому сценарий военного конфликта между НАТО и Россией за Украину абсолютно малореалистичен».
Статус Черного моря и проход в него боевых кораблей нечерноморских стран определяется конвенцией Монтрё, принятой еще в 1936 году. Согласно документу, при условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу.
Не война, а политика с экономикой
Что касается будущего развития ситуации, эксперт отмечает, что Россия пока не наращивает группировку в Крыму. «Наши части и корабли находятся там на законном основании, — говорит Коротченко. — Политический смысл предупреждения, которое сделал Владимир Путин Украине, звучит так: «Если вы направите войска, незаконные вооруженные формирования, в данном случае «Правый сектор» (организация запрещена в России), для свержения органов власти на юго-востоке страны и в Крыму, — вы перейдете красную черту, начнется гражданская война. И только в этом случае Путин будет вводить войска на Украину. Красная линия прочерчена для Украины, Путин фактически создал защитный барьер для юго-востока Украины и Крыма. Теперь оформление там народного волеизъявления будет происходить без фактора психологического давления со стороны киевских властей. Мы слышали воинственные заявления Рады о готовности армии исполнить свой долг, но на деле все окончилось пшиком: никаких решений о зачистке Крыма и юго-востока Украины не было принято.
И после заявления Путина ситуация стала спокойнее, что ли, появилось ощущение, что до массовой резни там не дойдет.
Сейчас вопрос переходит в политическую плоскость. Украина обратилась в НАТО, в Совет безопасности ООН. Начались заявления западных политиков, Канада отозвала посла, а Лондон и Вашингтон, видимо, свернут подготовку к участию в саммите «Большой восьмерки в Сочи». Эти заявления звучат как ответ на ввод российских войск. Но ввода войск не произошло, прозвучало лишь предупреждение, что Россия может начать боевые действия в формате миротворческой операции. Насколько политико-дипломатическая реакция Запада будет консолидированной? — видимо, достаточно консолидированной. Санкции против России? Едва ли. Оснований для них нет. Отзыв послов может быть, это не смертельно. Пока ожидаю, что ситуация будет развиваться в политико-экономическом русле».