Самолет, которому для взлета требуется лишь небольшой разбег, вертолет, способный зависать низко над землей, джип, перепрыгивающий через препятствия и минные поля, — все это сочетает в себе необычный летательный аппарат, разработкой которого сейчас занимается Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США.
Идея корнями уходит в проект Transformer, который предполагал создание летающего джипа, однако сейчас инженеры DARPA видоизменили первоначальную задумку.
Изначально задача состояла в создании средства передвижения,
способного принять на борт четырех солдат, доставить их с корабля на берег, возить их по дорогам и бездорожью и взлететь в случае нападения или опасности подрыва.
Отказавшись от идеи летающего джипа, конструкторы сосредоточились на создании беспилотного аппарата ARES (Aerial Reconfigurable Embedded Systems), названного в честь древнегреческого бога войны Ареса, который сможет стать универсальным помощником военных.
Проект стал возможен после успеха беспилотного вертолета K-Max компании Lockheed, который в настоящее время используется в Афганистане для снабжения баз американских военных пехотинцев. ARES разрабатывается компаниями Piasecki Aircraft и Lochheed. Аппарат по своей схеме будет напоминать стоящий на вооружении США конвертоплан V-22 Osprey, который используется военно-морскими силами и сочетает свойства вертолета и самолета.
Летающий модуль ARES, который представлен на анимации, будет иметь одно крыло с двумя наклоняемыми пропеллерами, а также поворачивающиеся вместе с пропеллерами панели-крылья, которые могут складываться во время стоянки и хранения.
Под центральной частью крыла находится специальная консоль, к которой могут крепиться различные грузы.
В центральной части крыла находятся два вертолетных турбовальных двигателя, соединенные общим валом, которые приводят в движение лопасти пропеллеров. Там же размещены авионика, система электрического питания, баки с топливом и автоматическая система контроля полета.
В создании этой системы, которая позволит человеку управлять этим роботом удаленно, и будет состоять главная сложность.
Это связано с тем, что одни и те же органы управления должны приводить к разным эффектам в вертикальном полете, когда роторы расположены горизонтально, в горизонтальном, когда пропеллеры наклонены вперед, и на переходных режимах полета. Система управления будет использовать алгоритмы, применяющиеся на истребителях-бомбардировщиках с вертикальной посадкой F-35B. «Пилот командует: «Вверх», «Вниз», «Влево» или «Вправо», а система управления исполняет эти команды», — пояснил Кевин Реншоу, сотрудник Lockheed Martin, руководитель программы.
В октябре прошлого года макет модуля размером в треть собираемого образца прошел испытания в аэродинамической трубе. По результатам этих тестов в настоящее время идет настройка органов управления.
Планируется, что первый образец летающего робота будет готов к концу 2014 года, а в начале 2015 года начнутся первые наземные испытания.
«Мы будем использовать летающий образец в качестве тестового стенда», — пояснил Реншоу. Первые полеты запланированы на июнь-июль 2015 года. Во время испытаний робот должен будет поднять вертикально груз, переместить его в другое место, приземлиться, оставить его там и вернуться к точке старта. По расчетам конструкторов, максимальная скорость модуля составит 200 узлов (около 360 км/ч). «Это быстрее, чем обычный вертолет с грузом на внешней подвеске», — пояснил конструктор.
По задумке создателей робот — летательный аппарат сможет перевозить блоки с разведывательным оборудованием, медицинские и спасательные модули, а также специальные автомобили. По словам производителей, получить в свое распоряжение первые образцы техники намерены корпус морской пехоты США и войска специального назначения.