Исследователи из лаборатории слуха и неврологии Северо-Западного университета в США под руководством профессора Нины Краус смогли установить непосредственную связь между присущим человеку умением следовать определенному ритму и его слуховыми способностями. Их исследование было опубликовано в журнале The Journal of Neuroscience. По словам самой Краус, открытие, сделанное исследователями, может стать серьезным подспорьем для разработки новых методов обучения и образовательных программ.
Ранее лаборатория уже успешно занималась поиском взаимосвязей между чтением и чувством ритма — было доказано, что с помощью специальной практики расстановки смысловых ударений, которые соответствуют определенным ритмичным движениям, можно воздействовать на скорость обучения и помогать людям, испытывающим целый ряд трудностей, в частности страдающим дислексией.
Теперь же, по мнению профессора,
пришла пора «замкнуть круг», доказав непосредственное влияние чувства ритма на слуховое восприятие информации.
Поскольку для обучения навыку чтения необходимо сопоставление речевых и письменных элементов, исследователи предположили, что чувство ритма также должно оказывать серьезное воздействие на восприятие информации на слух.
Для проведения эксперимента, подтверждающего этот постулат, учеными было отобрано 124 добровольца из числа учащихся старших классов средних школ в Чикаго. Они посетили лабораторию для прохождения двух последовательных тестов. В первом случае испытуемые должны были прослушать ритмичное постукивание метронома, одновременно стараясь перебирать пальцами в такт по специальной поверхности, улавливающей прикосновения. Затем с помощью специального компьютерного анализа выяснялось, насколько точно учащиеся попадали в ритм.
Во время второго теста испытуемым подключили к голове электроды и прокручивали запись с определенными повторяющимися слогами, одновременно определяя частоту мозговых отзывов на них. Затем ученые сопоставили данные двух тестов.
Как оказалось,
мозг студентов, наиболее успешно попавших пальцами в такт метроному, также быстрее и четче остальных реагировал на воспроизведение слогов.
Это, несомненно, доказывает связь между механикой улавливания организмом ритма, общей моторикой и слуховой восприимчивостью у человека.
Как утверждает профессор Краус, результат исследования был предсказуем по причине взаимосвязи в мозгу человека областей, отвечающих за механическую и визуально-слуховую реакцию на раздражители. Поэтому задачи, требующие одновременного задействования обоих этих центров, приводят к их совместной работе.
Более того,
часто непроизвольные движения руками или жестикуляция служат бессознательным механизмом, обеспечивающим ритмичность речи.
Но чувство ритма также позволяет человеку различать сами звуки. Например, расстановка ударений в речи позволяет определять звонкие и глухие согласные, а также подчеркивать особенно приоритетные моменты в предложении. Первое также помогает ассоциировать произнесенные согласные с одноименными буквами в алфавите.
По мнению исследователей, наибольшая взаимосвязь между ритмом и речью проявляется в музыке, где необходимо сочетать эти элементы в относительно равных пропорциях. Поэтому музыкантов ученые называют наиболее приспособленными к слуховому восприятию информации. Как считает профессор Краус, некоторым из будущих звезд сцены и концертных залов с детства прививают чувство ритмичности музыки, что и является одной из причин развития хорошего так называемого музыкального слуха.
Ученые считают, что их исследование может серьезно помочь детям, страдающим дислексией и дисграфией, позволяя избавиться от этих расстройств еще на стадии их формирования. В программе лечения этих недугов можно задействовать звуковые и музыкальные элементы, которые обеспечат развитие как чувства ритма, так и слухового восприятия.