Законопроект, за который 28 июля проголосовали американские сенаторы, вызывает неоднозначную реакцию в странах Евросоюза. Дело в том, что закон в случае его подписания существенно ограничит возможность европейских компаний вести совместные проекты с Россией в энергетической сфере.
Речь идет о новом законопроекте «О противодействии противникам США посредством санкций». Документ подразумевает ужесточение ограничений не только против России, но и против Ирана и КНДР. Чтобы закон вступил в силу, ему не хватает лишь подписи президента США Дональда Трампа.
В законопроекте собраны практически все претензии к Москве за последние несколько лет. Здесь упоминаются «акт Магнитского», газовые поставки в Европу как элемент политического влияния, Крым, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, нарушение минских соглашений.
Или газ, или санкции
Больше всего европейские партнеры США опасаются, что законопроект нанесет урон энергетической безопасности. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер высказал опасения, что произойдут «непредвиденные односторонние последствия, которые отразятся на интересах ЕС в области энергетической безопасности».
Наибольшие вопросы вызывает судьба проекта «Северный поток – 2», в реализации которого участвуют российские и европейские компании. Он включает строительство двух ниток газопровода от России до Германии по Балтийскому морю. Общая мощность магистрали составит 55 млрд кубометров газа в год.
Однако новый законопроект подразумевает, что Америка должна «продолжать выступать против [строительства] трубопровода «Северный поток – 2». В Вашингтоне считают, что реализация проекта может оказать «вредное воздействие» на энергетическую безопасность Евросоюза.
В финансировании «Северного потока – 2» участвуют пять европейских компаний: Engie (Франция), OMV (Австрия), британо-нидерландская Royal Dutch Shell и Uniper (Германия) и Wintershall. Ранее сообщалось, что на реализацию этого проекта они предоставят €4,75 млрд — по $950 млн каждая. Таким образом, западные партнеры «Газпрома» должны обеспечить 50% финансирования проекта.
Однако, как пишет издание The Telegraph, в соответствии с новым законом компании, вложившие деньги в проект, «будут вынуждены выбирать между выходом из «Северного потока – 2» или столкновением с суровыми санкциями».
Именно это положение вызывает наиболее острую реакцию европейских стран. В первую очередь недовольство выражают германские СМИ, поскольку Берлин заинтересован в реализации проекта. Около 30% импорта газа Германии приходится на Россию.
Обозреватель немецкого журнала Spiegel Беньямин Биддер назвал новые санкции «глупой выходкой Америки». «Озабоченность вызывает то, что эти санкции не были согласованы с традиционными союзниками США и не учитывают их интересы», — отметил он.
«Реакция Европы будет слабой»
Телекомпания France 24 задается вопросом, может ли стать реакция ЕС на новые санкции началом процесса размежевания в совместной политике Европы и США по отношению к России. «Брюссель в бешенстве из-за односторонних акций Вашингтона, хотя обычно ЕС и США тесно сотрудничали по любым мерам в отношении России», — пишет France 24.
Еще одно французское издание Le Monde отмечает, что «новые санкции США против России беспокоят ЕС».
Сэм Флеминг в британской Financial Times осторожно пишет о том, что новый закон способен еще больше пошатнуть «и без того ухудшающиеся отношения Америки и России», однако отмечает, что действия конгрессменов «свидетельствуют об озабоченности обеих партий [как республиканцев, так и демократов] по вопросу вмешательства Кремля в президентские выборы в США».
В настоящее время в США проходит расследование о вмешательстве России в американские выборы. Москва неоднократно отвергала подобные обвинения. Кроме того, конкретных доказательств вмешательства России в выборы в США представлено не было.
Вместе с тем в европейской прессе можно встретить и попытки объяснить действия Вашингтона. Экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен в своей статье для Financial Times написал, что Москва пытается извлечь выгоду из санкционной политики США, чтобы «разрушить трансатлантическое единство». Кроме того, он уверен, что сторонники «Северного потока – 2», а также желающие снять санкции государства якобы распространяют дезинформацию относительно намерений сената США.
«США справедливо выступают против «Северного потока – 2», и это оправдано их договором с ЕС об экспорте природного газа. Так что этот законопроект не является тем троянским конем, каким его изображают», — заключил Расмуссен.
Болгарский экономический еженедельник «Капитал» в статье «Наши санкции, ваши проблемы» отмечает, что «опасения по поводу новых мер идут не столько из Москвы, сколько из некоторых европейских столиц».
Радио «Свобода» пишет, что ЕС готов к «трансатлантической борьбе» против новых санкций. В своем комментарии для радиостанции ведущий эксперт Carnegie Europe Джуди Демпси сообщил, что европейцы видят в санкциях «наглую попытку ослабления европейских компаний».
Однако обозреватель журнала Forbes Кеннет Рапоза отмечает, что угрозы европейцев вряд ли воплотятся в жизнь: «Европейцам, возможно, не нравятся новые жесткие действия по отношению к России… Но они, скорее всего, будут следовать линии Вашингтона».