Все и сразу
В законопроекте под номером H.R. 3364, который предложил конгрессмен Эдвард Ройс и поддержали его соратник по Республиканской партии Кевин Маккарти и демократы Элиот Энгель и Стени Хойер, собраны вместе все санкционные меры против тех, кого американское общественное мнение сейчас считает врагами США: Иран, Россия, международный терроризм, КНДР. Отсюда и название будущего закона: «О противодействии противникам США посредством санкций». Большая и громоздкая структура проекта, направленного против столь сильно отличающихся друг от друга оппонентов, выбранных Вашингтоном, свидетельствует о том, что он стал результатом большого межпартийного компромисса. Все желающие смогли включить в него все свои пожелания. Таким образом он не только получит серьезную поддержку в обеих палатах парламента, но и будет во многих пунктах соответствовать интересам Белого дома. Это значительно повышает шансы на его окончательное утверждение в качестве закона.
Проблемы пришли с востока
Первоначально билль был инициирован в сенате (верхняя палата парламента США) республиканцем Бобом Коркером 23 марта. Билль получил номер S.722 и название «О противодействии дестабилизирующим действиям Ирана». Он предполагал пересмотр санкционной политики в отношении международных компаний, прямо или косвенно участвующих в ракетной программе исламской республики. 12 июня лидер сенатского большинства Митч Макконнел внес в проект поправку, подготовленную его коллегой Майком Крейпо (оба — республиканцы).
Поправка предполагала добавление в билль санкций в отношении России в ответ на ее киберактивность и вмешательство в выборы президента США в 2016 году, которое не подвергается сомнению в Америке после сводного доклада разведок по этому вопросу, опубликованного в декабре прошлого года.
По ходу обсуждения билля в сенате в его соавторы записались 63 члена верхней палаты конгресса. В итоге 15 июня проект был принят 98 голосами из 100. После этого — как и предписано американской конституцией — проект был передан для утверждения в нижнюю палату. Здесь республиканским большинством было принято решение продвижение закона притормозить — направить на изучение в профильный комитет. На тот момент казалось, что процедура затянется до осенней сессии. Однако весь последний месяц между сенаторами и конгрессменами шли активные консультации по проекту.
В итоге им удалось договориться, во-первых, о прикреплении «четвертым вагоном» к санкциям против Ирана, России и организациям, причастным к финансированию терроризма, санкций против КНДР. Во-вторых, были исправлены ключевые моменты, касающиеся запрета на участие в международных проектах американских компаний совместно с попавшими под санкции российскими компаниями. Был обозначен порог российского участия в подобных концессиях в 33% — в противном случае покупка малых долей стала бы крайне эффективным способом выдавливания американского капитала из таких проектов.
Это про Россию
Хотя положения, касающиеся России, идут в тексте билля не первым номером, очевидно, что в первую очередь закон направлен именно против Москвы и ее политики последних пяти лет. Чтобы понять это, достаточно сравнить главы, посвященные каждому из «противников США».
В 184-страничном документе Ирану отведено 25 страниц, России — 98, финансированию терроризма — 16, Северной Корее — 40.
Здесь собраны все претензии к внешней политике Москвы, которые когда-либо вызывали резонанс на Западе. Упомянуты «закон Магнитского»; использование поставок природного газа в Европу как политического рычага; Крым, Абхазия, Южная Осетия и даже Приднестровье; роль государственных СМИ в продвижении интересов России в Европе, якобы нежелание выполнять минские соглашения и протокол; и много всего прочего. В общем, этим законом американские политики выставляют Кремлю счет за все, что их когда-либо не устраивало.
Изоляция на десятилетия
Если закон будет принят, то президент США больше не сможет отменить никакие из ранее введенных Бараком Обамой санкций в отношении России без обоснования перед конгрессом и получения согласия профильных комитетов обеих палат парламента. Речь идет не только об отмене Дональдом Трампом (или другим президентом) указов его предшественника, изменении списка лиц, находящихся под санкциями, но и вообще о любом решении, которое «значительно изменит внешнюю политику Соединенных Штатов в отношении Российской Федерации».
Хотя до появления этого закона у Дональда Трампа и было формальное право отменить указы без согласия парламента, с учетом феноменального давления на администрацию со стороны политиков и СМИ сделать это без достаточных на то оснований и публичной аргументации было невозможно. Теперь же это положение вещей, вероятнее всего, получит юридическое оформление.
Кроме этого, введенные Обамой санкции нынешним биллем кодифицируются — получают статус законов. Также в ряде положений законопроекта подробно прописываются признаки физических и юридических лиц, на которых распространяются санкции. Сделано это для того, чтобы закрыть все возможные юридические «дырки» в действующем режиме, позволяющие ряду организаций обходить запреты при помощи посредников — подобно тому, как это произошло с турбинами Siemens, поставленными в Крым.
Наконец, четвертым принципиальным нововведением, представленным в этом билле, являются изменения в законы о поддержке Украины, принятые в 2014 году («О поддержке свободы Украины» и «О поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности Украины»). Если в изначальном тексте президенту разрешалось вводить санкции в отношении той или иной организации, подпадающей под определения, данные в этих законах, то теперь он обязан это делать, за исключением случаев, ущемляющих национальные интересы США.
Таким образом, в случае принятия закона отменить санкции можно будет, только если с этим будет согласно больше половины сенаторов и конгрессменов. С учетом того, какие политические дивиденды приносит антироссийская риторика американским законодателям, рассчитывать на такой поворот в обозримом будущем не стоит.
Чтобы на Капитолийском холме переменился ветер, России надо будет пойти на действительно значимые уступки. Что, как известно, совсем не в характере Владимира Путина.
Принять нельзя отклонить
Поскольку закон был заново инициирован в палате представителей, после его утверждения конгрессменами он должен быть отправлен в сенат. Законодатели обеих палат договорились о рассмотрении его экспресс-методом, без прений и проверки профильными комитетами. Такая спешка объясняется необходимостью передать билль на подпись президенту — только с его автографом он обретает статус закона — до начала августовских каникул. С 31 июля по 4 сентября парламентарии работать не будут. Согласно конституции США у Дональда Трампа есть три варианта, как поступить с законопроектом. Он может согласиться с конгрессом и подписать билль. Он может наложить на него вето и отправить на доработку, объяснив, что именно его не устраивает в проекте. И он может просто игнорировать его.
В последнем случае, если бы конгресс продолжал заседать, билль автоматически стал бы законом в течение десяти дней. Однако в ситуации, когда парламент находится на каникулах, возникает казус так называемого карманного вето: неподписанный законопроект просто пропадает, и его придется заново вносить в следующую сессию. Первым этой особенностью основного закона воспользовался его основной автор, четвертый президент США Джеймс Мэдисон.
Впрочем, конгресс имеет возможность оставить в Капитолии «дежурных» сенаторов, присутствие которых лишает президента права использовать карманное вето.
Пространство для маневра у Трампа невелико. С учетом решительного настроя сенаторов и конгрессменов и крайне негативного для него информационного фона, открытого противостояния с парламентом он себе позволить не может. Вето — обычное или карманное — будет встречено бурей негодования и новыми обвинениями в связях с Россией. В то же время принятие закона станет политическим поражением президента, отказом от одной из заявленных во время предвыборной кампании тем — налаживания отношений с Россией на фоне совместной борьбы с терроризмом. Но аргументов в пользу реализации такого внешнеполитического курса, которые Трамп мог бы предъявить народу и парламенту, у него на данный момент нет.
Доклады и гранты
Кроме основного удара по России в виде осложнения процедуры отмены санкций в тексте билля содержится много вторичных, но тем не менее значимых мер. Среди них стоит отметить в первую очередь ряд поручений администрации по составлению и представлению конгрессу докладов, касающихся России. Самый заметный такой доклад, который будет обнародован в ближайшие полгода, касается ближайшего окружения Владимира Путина, крупных бизнесменов и государственных компаний. Все мощности финансовой разведки американского минфина будут направлены на определение всех значимых политических и экономических акторов внутри России, суммы их активов, их иностранных деловых связей, влияния на экономику США. В докладе будут указаны возможные последствия наложения санкций на каждое из указанных юридических или физических лиц.
Аналогичный аналитический документ должен быть представлен администрацией конгрессу в отношении всех российских государственных и аффилированных с государством средств массовой информации. Эта мера является частью большого пакета предложений, направленного на противодействие вмешательству России в политические процессы стран Европы и Азии.
В рамках этой политики создается специальный Фонд противодействия влиянию России с бюджетом на 2017/18 финансовый год в $250 млн.
Деньги будут распределяться по линии Госдепа и через аффилированные организации в странах, которые не могут самостоятельно сопротивляться приемам гибридной войны, якобы применяемым Россией.
Везде своя выгода
Американские законодатели старались не только побольнее ударить по российским интересам, но и обозначить перспективы для американского бизнеса в связи с принятием закона. Об этом открыто говорится в части билля, оговаривающего необходимость обеспечения энергетической безопасности Украины.
В этом разделе, в частности, оговорено намерение «никогда не признавать незаконное присоединение Крыма Российской Федерацией или отделение любой части Украины путем использования военной силы» и намерение помочь Украине и союзникам США в регионе «снизить зависимость от российского природного газа». Тут же говорится о необходимости противостоять строительству «Северного потока – 2» и содействовать приватизации украинских государственных энергетических компаний «по всем современным стандартам». Еще одним отдельным пунктом проговаривается наложение санкций на любую компанию, финансирующую добычу российскими компаниями сырой нефти.