Речь идет о программах безвозмездной помощи, в рамках которых с начала войны в Донбассе Украина уже получила около 400 млн евро. До сих пор эти деньги тратились в основном на программы гуманитарной помощи.
«Теперь надо стабилизировать ситуацию», — заявил в Мариуполе Йоханнес Хан в пятницу, подразумевая необходимость перехода от срочных проектов к инфраструктурным.
«Я знаю, что еврокомиссар Йоханнес Хан был в Донецкой области, — рассказал «Газете.Ru» заместитель министра по делам оккупированных территорий Юрий Гримчак. — Новость о дополнительных 50 млн евро помощи ЕС, конечно, хорошая, но как она будет распределяться прямо сейчас, сказать не готов. Предыдущие транши шли на выплаты помощи временно перемещенным лицам и планировались на программы строительства жилья для переселенцев. Мариуполь — один из образцовых городов по прозрачности использования средств Евросоюза. Возможно, он один из первых и получит деньги».
Помощь Украине со стороны ЕС из гуманитарных поставок и срочных трат переходит в разряд плановых долгосрочных проектов по ассимиляции вынужденных переселенцев из Донецка и Луганска и восстановлению разрушенной инфраструктуры. Речь идет в первую очередь о контролируемых Украиной территориях.
В Мариуполе вместе с Йоханнесом Ханом побывали глава представительства ЕС на Украине Хьюг Мингарелли, представитель Украины в минской переговорной группе Ирина Геращенко, вице-премьер Украины Геннадий Зубко.
Здесь политики оценивали первые итоги проекта ЕС «нового формата». В 2015 году Украина на грантовой основе получила 17 млн евро на улучшение инфраструктуры городов, принимающих переселенцев с неподконтрольных территорий.
Были поддержаны проекты в Краматорске, Мариуполе и нескольких городах Днепропетровской области. Во всех городах речь в первую очередь шла о реконструкции зданий местных общежитий под временное жилье.
В Мариуполе проект поддержала местная власть, выделившая 335 тыс. евро дополнительно к полученным от ЕС 1,35 млн евро. На эти деньги было реконструировано общежитие площадью 1200 кв. м (33 комнаты на 75 человек), отремонтирована медицинская амбулатория в пострадавшем от обстрела «Града» микрорайоне Восточный, три социальных центра и должно быть куплено четыре троллейбуса для городского трамвайно-троллейбусного управления.
Реализация проекта началась в мае 2016 года и по большому счету уже завершена — идет процесс согласования документации для приема государственными органами реконструированных зданий.
«Еврокомиссар был очень доволен, — пояснил «Газете.Ru» источник в мариупольском горсовете. — Все можно пощупать, все вовремя, все наглядно, денег даже сэкономили».
На оставшиеся средства город планирует купить в Днепропетровске еще один, пятый, троллейбус. В Днепре сейчас заработал завод, который собирает троллейбусы в кооперации с белорусским МАЗом.
Сейчас речь идет о новых программах по строительству жилья для переселенцев и военных. В Мариуполе на постоянную дислокацию стала 56-я отдельная механизированная бригада ВСУ, и город претендует на частичное государственное финансирование достройки незавершенного жилого микрорайона, строительство которого было остановлено инвесторами с началом войны в 2014 году.
Коррупция против прозрачности
Вместе с тем украинская действительность гораздо чаще демонстрирует примеры коррупционных рисков, а не прозрачные схемы освоения западных денег. Поэтому то, что делегацию ЕС возили в Мариуполь, и то, что инвестиции в первую очередь идут в этот город, по-своему закономерно.
Зимой 2017 года, к примеру, был сорван проект постройки газопровода в обход территорий, контролируемых ДНР, в Авдеевку, в котором пытался принять участие Международный комитет Красного Креста. МККК брался в качестве гуманитарной помощи оплатить поставку труб для газопровода и выбрал в ходе тендера поставщика в Рубежном Луганской области.
Государственная компания «Донецкоблгаз», завязанная на местном губернаторе Павле Жебровском, потребовала купить трубы у выбранного ею львовского поставщика на 70% дороже и затормозила проект переговорами на год.
По окончании финансового года в феврале 2017-го МККК вышел из проекта. Скандал получил широкое освещение в прессе — переписка МККК с администрацией попала в прессу и нанесла очередной репутационный ущерб украинской власти. Впрочем, никто в военно-гражданской администрации ответственности так и не понес.
Все безвозмездные программы финансовой помощи ЕС, ООН и других международных организаций завязаны исключительно на территории, контролируемые Украиной. Для территорий самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик рассматривается только гуманитарная помощь в виде продуктов питания, лекарств, медицинского оборудования и химических реагентов для обеззараживания воды, чтобы не допустить гуманитарной катастрофы в регионе.
С одной стороны, на территориях самопровозглашенных республик нет признанных международными организациями органов власти и легальной банковской системы. С другой, сами республики успешно изгнали большинство международных организаций со своей территории «за шпионаж».
На территориях ЛДНР пока еще работают Международный комитет Красного Креста, миссия ООН и Отдел гуманитарной помощи Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству (ОГП/ШАРС). Последний как раз и поставляет с начала конфликта реагенты для обеззараживания воды для 4 млн потребителей на Донецкую фильтровальную станцию и медицинское оборудование для больниц по обе стороны линии противостояния. В официальных документах ОГП/ШАРС сообщается, что помощь передается для «представителей партнерских учреждений на временно неконтролируемых территориях» без упоминания государственных органов самопровозглашенных республик.