После вступительного слова Вячеслава Володина о необходимости выстроить более эффективную модель молодежной политики на заданную тему приглашены были выступить лидеры четырех парламентских фракций.
Глава коммунистов Геннадий Зюганов был в своей оценке традиционен: посетовал на «утечку кадров за кордон» и «болонскую» систему, развалившую лучшую в мире систему образования. Председатель ЛДПР Владимир Жириновский окрестил мероприятие «траурной церемонией», поскольку не увидел в зале пленарных заседаний реальных представителей молодежи: ни школьников, ни, толком, студентов.
«Почему молодежь 26 марта вышла на улицы?» — задался вопросом бессменный глава либерал-демократов. И сам себе ответил: «Молодежь не чувствует себя причастной к жизни в стране. Власти, в свою очередь, не знают потребности молодежи».
От партии власти выступил Петр Толстой, который не просто стал вице-спикером Госдумы от ЕР, получив мандат в Госдуме, но все чаще выступает от лица партии. По мнению депутата-телеведущего, молодежь хочет «понятных правил игры, хочет справедливости, идеи того, ради чего им предстоит жить и работать в России».
Лидер СР Сергей Миронов также коснулся протестных выступлений, но с иного ракурса. Он напомнил, что авангардом революционных переворотов всегда выступала молодежь, и подробно остановился на «злой силе» социальных сетей.
«В социальных сетях сидит искуситель, который и учит не любить свою родину», — поделился наблюдениями лидер эсеров.
«Вернуть молодежь из виртуальной реальности в реальность — наша задача», — предложил народным избранникам новое направление деятельности Миронов.
Губернатор Владимирской области Валентина Орлова рассказала о многочисленных молодежных фестивалях и форумах, проходящих в области. О спортивных и культурных достижениях. «Была территория пьющая, а теперь поющая», — резюмировала она последовательность развития молодого владимирского общества.
Видеоблогеров в Госдуме представила популярная в YouTube Саша Спилберг.
«Меня зовут Саша Спилберг, моя массовая аудитория превышает 10 млн человек», — представилась она. Затем девушка призналась, что не сильна в политике и названиях партий, но своей миссией считает налаживание «диалога между государством и видеоблогерами». Спилберг также добавила, что ее выступление — знак того, что государство признает видеоблогосферу и ее влияние на людей.
«Я прозрачна с 13 лет, — констатировала Саша и посоветовала депутатам последовать своему примеру. — Станьте прозрачными! Делайте видео, выкладывайте. Не бойтесь показать свое человеческое лицо, свою семью».
«Я непрозрачен с 13 лет», — парировал с трибуны глава ВЦИОМ Валерий Федоров, выступавший следом. По его словам, молодежь в России «спит», но при этом «активно коммуницирует», в первую очередь на уровне соцсетей. Главный социолог страны привел данные, согласно которым запросы на порядок и стабильность стоят у российской молодежи на втором и третьем местах, пропуская вперед не стремление к свободе, как могло бы показаться, а запрос на доход, в значении материального заработка.
«На основании шума в соцсетях и некоторых недавних протестных митингов сделать вывод о том, что у нас есть революционная молодежь, — нельзя», — уверенно заявил Федоров.
По аналогии с фракционными лидерами друг за другом выступили четыре представителя молодежных организаций парламентских партий.
Василий Власов, самый молодой депутат Госдумы из ЛДПР, заявил, что первым видеоблогером в России был его партийный лидер Владимир Жириновский «еще до появления интернета».
Молодой депутат выступил с предложением выделить отдельное помещение тем, кто в отличие от него не имеет «взрослого» мандата — молодежному парламенту.
Представитель Ленинского коммунистического союза молодежи Александр Исаев несколько раз в своем выступлении обратил внимание на опасности «антисемитизма и русофобии», назвал выход молодежи 26 марта «прямым путем к «Украине-2», возмутился существованию Ельцин-центра и памятной доски Маннергейму, а также призвал возродить вертикаль «октябренок, пионер, комсомолец», или «нечто похожее».
Глава движения «Справедливая сила» (СР) Илья Свиридов начал с цитаты, приписываемой Сократу: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». По его мнению, эти слова и сейчас актуальны. При этом ключевой задачей государства он все равно считает инвестирование в молодежную политику.
Вслед за «старшим» соратником, Сергеем Мироновым, Свиридов обратил внимание на угрозы, исходящие от интернета, и предложил организовать специальные курсы для обучения самообороне от интернет-угроз.
Наконец, координатор «Молодой гвардии «Единой России» Денис Давыдов выразил мнение, что молодежь в интернете надо защищать от травли со стороны сверстников и «моды на суицид», а также разговаривать с молодежью на понятном ей языке, а не «сгонять в аудитории» и «раздавать флаги на митингах».
«В XXI веке политики вне социальных сетей быть не может», — заявил также вышедший к трибуне депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев.
Неожиданно парламентарий выступил за молодежные «вписки», отчеты о которых «без купюр» публикуют в соответствующих группах в соцсетях. Это явление депутат привел в качестве примера того, что «ханжество в работе с молодежью неприемлемо». По его словам, занятия спортом и наукой должны быть доступны, но где лучше общаться, молодежь решит сама.
Закрывала слушания министр образования и науки Ольга Васильева. Она отметила, что услышала много новых точек зрения, и, обратившись к Саше Спилберг, добавила, что слушать ее «было очень приятно». «Песни классные, песни о любви», — сказала она, комментируя творчество блогера.
При этом она обратила внимание «взрослых», по ее словам, участников обсуждения на то, что крупные блоги являются еще и бизнес-проектами, что необходимо учитывать.
На итоговый пресс-подход к журналистам политики по окончании слушаний так и не вышли, перед камерами о своих впечатлениях и взглядах на жизнь привычно рассказывала Саша Спилберг. «19 лет, миллион подписчиков, а чего добился ты?» — переговаривались за ее спиной журналисты ведущих изданий.