Выборы мэра Омска, которые должны были состояться 19 апреля, провалились. Депутаты Омского городского совета, которые впервые в истории региона должны были избрать градоначальника по системе непрямых выборов, признали выборы несостоявшимися из-за отсутствия кандидатов. Все депутаты на пост мэра города написали заявления о самоотводе.
«Сегодня у нас нет кандидатур для голосования. И единственное решение — признать выборы несостоявшимися. Запускается новый выборный процесс.
Специальная комиссия в течение 20 дней объявит новый конкурс и определится со всеми сроками», — заявила спикер Омского горсовета Галина Горст.
До выборов нового градоначальника руководить омской администрацией будет прежний мэр Вячеслав Двораковский, срок полномочий которого истекает 11 июля 2017 года.
«Выборы всенародные, а мэр нелегитимен»
Омск отказался от прямых всенародных выборов мэра весной 2015 года. Тогда на уровне субъекта Федерации было принято решение перейти на модель единого градоначальника, который избирается депутатами горсовета. Омский политолог, близкий к областному правительству, Инна Ветренко в беседе с «Газетой.Ru» рассказала, что сама модель по федеральному законодательству вполне соответствует реалиям омского политического процесса.
Рассмотреть вопрос о переходе на новую модель выборов мэра пришлось из-за низкой явки на последних выборах градоначальника, которые состоялись летом 2012 года. Тогда до избирательных участков дошли чуть меньше 17% избирателей.
Всего в Омске на лето 2012 года было зарегистрировано 906 тыс. избирателей, из которых приняли участие в выборах только 155 тыс. человек. Получилось, что за Двораковского, который в итоге и возглавил городскую администрацию, проголосовали 77 тыс. человек из миллионного населения города.
«Поэтому получилось так, что выборы были всенародные, а мэр нелегитимен. И так все пять лет он на этой должности не мог нормально работать. Плюс ко всему, он оказался не самым эффективным управленцем», — подчеркнула Ветренко.
При этом политолог полагает, что для Омска модель непрямых выборов оптимальна.
«Во-первых, у Омска очень дефицитный бюджет. В городе-миллионнике проводить выборы при низкой явке — это накладно. Во-вторых, при непрямых выборах нет возможности фальсификаций. Да, остается возможность давления и всего остального, но именно фальсификация исключена, поскольку происходит поименное голосование депутатов горсовета. В-третьих, при такой модели кандидаты обязаны представлять программы, чего не было ранее», — рассказала собеседник «Газеты.Ru».
Бюджет Омска на фоне других сибирских мегаполисов, по оценке вице-губернатора области Станислава Гребенщикова, выглядит аскетично. Он приводит данные, что бюджет Омска составляет 13 млрд руб., при том что соседний Новосибирск располагает 34 млрд руб., а Красноярск — 26 млрд руб.
По словам Ветренко, регламент проведения выборов мэра по новым правилам горсовет должен был начать разрабатывать уже в 2015 году, однако по факту к работе над созданием документа приступили «за три-четыре недели до выборов». При составлении депутаты не рассмотрели все возможные риски. В том числе в регламенте совсем не отражен порядок действий в ситуации, когда все претенденты на пост градоначальника снимут свои кандидатуры.
При этом губернатор Омской области Виктор Назаров, переизбранный как раз в 2015 году, продемонстрировал невовлеченность в избирательный процесс города.
«На пресс-конференции губернатора спросили, как будут проходить выборы и кого он видит на этом посту.
Он назвал четыре кандидатуры, а когда журналисты обратились за комментариями к тем, кого перечислил Назаров, никто из них не подтвердил ни намерений, ни вообще осведомленность о таких планах», — рассказала Ветренко «Газете.Ru».
«Шоу и цирк» с сибирским размахом
Процесс выдвижения кандидатов на пост мэра города омский политолог характеризует как «шоу и цирк». «Появилась группа случайных городских сумасшедших, которые вдруг решили, что они могут стать мэром. Когда они стали предлагать свои кандидатуры, действующие в городе политические силы стали выдвигать своих кандидатов», — рассказала она.
Примечательно, что региональные отделения партий фактически до последнего не участвовали в подготовке собственных кандидатов. По сути, политические партии выставляли заведомо слабых кандидатов.
Ветренко характеризует большую часть кандидатов как исключительно «технические» фигуры, которые должны были создать видимость конкурентности выборов. По сути же ни один из них не имел истинных намерений возглавить городскую администрацию. Поэтому они и слабо прорабатывали свои программы, и снимали впоследствии свои кандидатуры.
«Дальше стали смотреть на эти списки, почему нет представителей определенных социальных групп. И началось — в списке кандидатов появились пенсионеры, водители, менеджеры по продажам и другие», — продолжает эксперт.
Когда стало понятно, что среди кандидатов нет реального претендента на должность, губернатор Назаров выдвинул своего заместителя Станислава Гребенщикова. Глава региона сделал это, зная, что часть региональных элит будет сопротивляться такому решению.
«Для подстраховки Гребенщикова, видя, что кандидатура не согласована на уровне элит, уговорили министра труда и социального развития Омской области Владимира Куприянова. Фактически его уговорили так же побыть техническим кандидатом», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Однако региональные элиты, не согласные с главой региона, начали целую информационную кампанию против Гребенщикова. В итоге 17 апреля Следственный комитет России возбудил против чиновника уголовное дело из-за злоупотребления им должностными полномочиями. Гребенщиков снял свою кандидатуру, официальной причиной стало «плохое состояние здоровья».
Таким образом, единственный кандидат, которого Назаров хотел видеть мэром Омска, остался в стороне от избирательной кампании.
Выбора нет
В итоге горсовет оставил только две кандидатуры — «технический» Куприянов и не менее «технический», хотя и достаточно успешный 31-летний предприниматель Андрей Ерошевич.
17 апреля свою кандидатуру снял Куприянов, 18 апреля Ерошевич поступил точно так же. В итоге Омск на данный момент остается без нового мэра.
Возникает вопрос, кто же станет градоначальником Омска в условиях, когда региональные элиты не договорились о едином кандидате. В Москве не отрицают, что нового главу города может назначить федеральный центр.
«Этот вариант более чем возможен, и я полагаю, что он фактически единственный, поскольку степень конфликтности в омской элите достаточно высока, и конкурирующие группы, располагая равными ресурсами, взаимно аннигилируют кандидатов друг друга.
Центру остается только «смахнуть все фигуры с доски» и прислать своего кандидата», — рассказал «Газете.Ru» политолог Виталий Иванов.
Однако когда это произойдет, в настоящее время неизвестно.
Кроме того, по факту сорванные выборы градоначальника негативно сказались и на рейтинге губернатора Омской области Назарова. Сразу два источника, близких к Кремлю, ранее говорили «Газете.Ru», что отставки губернатора Омской области действительно ждали. С другой стороны, один из собеседников прогнозирует, что до осени новой волны отставки губернаторов ждать не стоит. Об этом же говорил и источник в Кремле. Впрочем, исключения будут сделаны в случае выявления коррупции.