До сих пор нет доказательств, что северокорейская баллистическая ракета с боеголовкой, запущенная для поражения неприятеля, долетит до своей цели. Главная проблема — не покинуть атмосферу, а вернуться в нее. Запуск спутника «Кванмёнсон-4» доказал, что ракета может выйти в космос. Однако до сих пор нет доказательств, что северокорейская ракета не развалится по пути обратно на Землю.
9 февраля американский телеканал CNN со ссылкой на источник из Пентагона сообщил, что спутник КНДР не подает сигналов и кувыркается на своей орбите. Иными словами, произошло то же самое, что и в 2012 году. Тогда северокорейская ракета-носитель «Ынха-3» тоже вывела спутник на орбиту, и в космосе он тоже не смог заработать.
Однако эта информация вовсе не успокоила министерство обороны США и азиатско-тихоокеанские державы, пристально следящие за ракетной программой КНДР.
Правительства Японии, Южной Кореи и США намерены вместе проработать вопрос о введении мощных санкций против Северной Кореи, которая нарушила санкционный режим ООН, запустив баллистическую ракету.
Президент Южной Кореи Пак Кын Хе провела телефонные разговоры с президентом США Бараком Обамой и премьером Японии Синдзо Абэ, передает Reuters. Представители президента Южной Кореи сообщили, что Сеул и Токио согласились вместе прорабатывать вопрос мощных и эффективных санкций против Пхеньяна, осуществившего ракетный запуск. Аналогичное сотрудничество будет вестись и с Соединенными Штатами.
С осуждением действий Северной Кореи выступила и Россия. Постоянный представитель России в ООН посол Виталий Чуркин дал понять, что Россия присоединится к санкциям против Северной Кореи, однако отметил, что Москва — против любых военных мер в отношении этой страны. Российский представитель дал понять: российская сторона опасается, что действия Северной Кореи могут привести к цепной реакции в регионе.
По словам постпреда, «вокруг этой темы существуют далеко идущие геостратегические планы по наращиванию военного присутствия известных государств в Северо-Восточной Азии. Это очень непростая картина». Понимая, что речь идет о не самом предсказуемом и достаточно одиозном режиме, российские дипломаты дают понять: сейчас стоит опасаться военного решения проблемы КНДР.
Как говорится в официальном сообщении МИДа, опубликованном в выходные, действия Северной Кореи «играют на руку тем, кто делает ставку на блоковую политику и наращивание военного противостояния».
В тени северокорейского спутника
КНДР часто прибегает к демонстративному игнорированию санкций, в том числе чтобы мобилизовать население и укрепить политическую поддержку режима внутри страны. В начале января Пхеньян заявил об испытаниях водородной бомбы. Неясно, действительно ли была взорвана именно водородная бомба. Тем не менее сейсмологи зафиксировали на территории КНДР мощный взрыв.
Как отмечает бывший замминистра иностранных дел России Георгий Кунадзе, КНДР неслучайно выбрала время для проведения подобных испытаний и пусков ракет. «Северные корейцы понимают, что ни ЕС, ни США, ни России сейчас не до этого, и страна пытается таким образом заявить о себе, чтобы ее признали полноправной ядерной державой», — говорит эксперт.
«Наиболее жестко по отношению к КНДР настроена соседняя Южная Корея — важный союзник США в Юго-Восточной Азии. Прикрываясь угрозой КНДР, США наращивают свое военное присутствие на полуострове», — отмечает старший научный сотрудник Центра корееведения РАН Константин Асмолов.
США уже пообещали Южной Корее прислать дополнительные противоракетные комплексы THAAD, которые, по словам Пентагона, обезопасят страну.
В Белом доме и при республиканцах, и при демократах всегда существовали влиятельные игроки, которые склонялись к решению ядерной проблемы КНДР военным путем. Сторонником такого решения был, в частности, нынешний глава Пентагона Эштон Картер в бытность свою заместителем министра военного ведомства в администрации Билла Клинтона.
Реакция США на запуск ракеты 7 февраля не заставила себя долго ждать. Вашингтон и Сеул заявили о том, что в ближайшее время они проведут переговоры о размещении в Южной Корее противоракетного комплекса подвижного наземного базирования для защиты своих союзников. Постпред США в ООН Саманта Пауэр рассказала, что решение о возможном размещении ракетной системы принято в «условиях нарастающей угрозы безопасности Республики Корея, нашим друзьям в Японии и всему региону».
Несмотря на жесткую риторику, у администрации Обамы вряд ли есть интерес к военному решению проблемы КНДР. Вашингтон не опасается Северной Кореи, чьи военные возможности слабы и несопоставимы с возможностями соседнего Юга. Тем не менее США используют ситуацию в собственных стратегических целях. В их центре находится Китай.
Вашингтон не хочет идти на прямой конфликт с Китаем, главным спонсором северокорейского режима. Сам Китай на обострение отношений с США из-за КНДР также не пойдет, однако может предпринять действия против Южной Кореи, американского союзника.
«Китай — единственное государство, которое оказывает помощь КНДР и, таким образом, может выступить могильщиком корейского режима. Если Китай не прекратит помощь, режим может существовать еще долго», — рассказывает Кунадзе, который в 1990-е годы плотно занимался корейской проблематикой.
Кроме идеологической близости (хотя и чисто формальной), Китай не хочет объединения Кореи в одно большое государство, считает Кунадзе. Подобное объединение действительно может изменить расклад сил на полуострове, правда, в серьезную силу такая страна превратится нескоро. Сеулу придется вложить в этот проект огромные средства, ведь экономика КНДР находится в катастрофическом состоянии, считает собеседник «Газеты.Ru».
Другой союзник Китая в регионе, Россия, хотя и не испытывает к КНДР особой симпатии, но также заинтересована в стабильности северокорейского режима. Москва традиционно выступает против санкций, нацеленных на КНДР, поскольку они ухудшают и без того плачевное положение северных корейцев и накаляют обстановку в регионе.
Бронепоезд в Россию
Больших рычагов воздействия на КНДР, в отличие от Китая, у России практически нет. Яркой иллюстрацией этого может служить неприезд руководителя КНДР Ким Чен Ына на празднование 70-летия Победы, что было негативно воспринято в Москве. Известно, что у Кремля были планы устроить неформальную встречу между руководителем КНДР и президентом Южной Кореи Пак Кын Хе, которую также планировали пригласить в Москву. Корейский лидер на празднование также не приехала.
С момента своего прихода к власти Ким Чен Ын не был в России ни разу. Он вообще предпочитает не покидать пределы страны и практически не принимает зарубежных лидеров. Покойный лидер КНДР Ким Чен Ир был в России дважды — в 2002 и 2011 годах. Он приезжал сюда на бронированном поезде.
Георгий Кунадзе вспоминает, что в 1990-е к КНДР в российском внешнеполитическом ведомстве относились настороженно, однако сегодня интерес появился «в рамках конфронтации с миром».
На этом фоне растет и российский экономический интерес к КНДР. При финансовой поддержке России была реконструирована магистраль между погранпереходом Хасан и портом Раджин. В планах России также экспорт электроэнергии в свободную экономическую зону Расон.
«Игнорирование КНДР закончилось при Примакове. Сейчас мы проводим равную политику в отношении Севера и Юга», — утверждает специалист по Корее Асмолов. Вероятнее всего, интерес к будущим проектам в КНДР заставил Кремль списать этой стране значительный долг в размере $11 млрд.
Недавно Москва пошла на подписание с этой страной соглашения об экстрадиции. Теперь бегущие из тоталитарной страны нелегалы могут быть выданы КНДР. Для беглецов, которых будут возвращать домой, это чревато длительным тюремным заключением или смертной казнью.
Российские эксперты считают, что с корейским режимом не только можно, но и нужно иметь дело: «Для одних в России КНДР — это последний «красный» остров, для других — это Мордор, где расстреливают чиновников из пулемета. Но тут черные или красные очки не помогают. Суть режима и его идеология могут вызывать различные мнения, но нас КНДР интересует стратегически», — говорит Асмолов.
Судьба Каддафи
Аналогичного мнения придерживается и член Российского совета по международным делам, бывший посол России в Южной Корее Глеб Ивашенцов. «Запуск ракеты не способствует успокоению ситуации, однако к этому надо относиться спокойно, без эмоций. Не надо перегибать палку, потенциал экономических санкций уже исчерпан», — говорит он.
По мнению Ивашенцова, с КНДР нужно говорить, а не делать из этого государства «неприкасаемого». Диалог, считает эксперт, должен идти прежде всего о подписании мирного соглашения между Севером и Югом Кореи. «Ракетная программа прекратится, когда будут даны гарантии мирного урегулирования, — добавил собеседник «Газеты.Ru» — Это два колеса одной телеги».
При этом бывший посол уверен, что КНДР никому не угрожает, а лишь демонстрирует таким образом, что может себя защитить. «Ким Чен Ын вспоминает пример Каддафи и понимает, что может произойти, когда ты в добровольном порядке отказываешься от ядерной программы», — говорит Ивашенцов.
Впрочем, КНДР в 2012 году уже отказывалась от военной ядерной программы, в результате санкционного давления со стороны международного сообщества.
Эта заморозка не продлилась и года. КНДР вновь протестировала баллистическую ракету, и после этого США вновь прекратили поставки гуманитарной помощи и вернули санкции.