Главный инспектор полиции Джакарты Тито Карнавиян заявил 15 января о том, что в пригороде индонезийской столицы были задержаны трое человек, связанных с деятельностью запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (организация запрещена в России) (ИГ). Среди них — Бахрам Наим, которого правоохранительные органы разыскивали с прошлого года. Предполагается, что он главный координатор ИГ в Индонезии, чья задача — объединить боевые организации, симпатизирующие этой террористической группировке.
По словам Карнавияна, Наим связан не только с атакой в Джакарте 14 января, которая унесла жизни двоих мирных жителей, но и с неудачной попыткой теракта на острове Ява в декабре 2015 года.
В четверг в районе 10.40 утра индонезийскую столицу сотрясли взрывы. Они прогремели рядом с популярным супермаркетом Sarinah и кафе Starbucks, расположенными в центре Джакарты. Когда люди выбежали на улицы, там их ждали боевики, которые открыли огонь по толпе. Одновременно террористы начали обстрел полицейского участка, расположенного неподалеку.
Полиция Джакарты уверяет, что подготовка боевиков была не на высоте. Двое террористов-смертников погибли, взорвав себя, еще трое были обнаружены и уничтожены в течение нескольких часов после нападения. Известно имя одного из них — это Афиф Сунаким, который ранее отбыл тюремный срок за прохождение обучения в террористическом тренировочном лагере.
15 января полиция заявила, что других боевиков не было. Накануне же в местных СМИ появились сообщения, что в атаке принимали участие примерно 15 человек. Так или иначе, несмотря на масштабность террористической задумки, ее жертвами стали всего двое — индонезиец и канадец, еще 24 человека получили ранения.
Вечером 14 января ИГ взяла ответственность за атаку на себя. Соответствующее заявление организация распространила через онлайн-мессенджер Telegram. Таким образом, теракт 14 января стал первым нападением, совершенным ИГ в Индонезии, стране с самым многочисленным мусульманским населением мира.
Террор уже здесь
Индонезийские правоохранительные органы уже сейчас говорят о том, что джакартская атака полностью меняет отношение к обеспечению безопасности в стране. Очевидно, что ИГ начало борьбу за распространение своего влияния в Индонезии, и это может резко изменить ситуацию в стране, которая считалась одной из самых безопасных в регионе с точки зрения террористической угрозы. Последний теракт здесь произошел шесть лет назад, когда двое террористов-смертников взорвали себя в отеле Ritz Carlton в Джакарте и убили семерых.
«Численность боевиков из Индонезии, которые пополняют ряды ИГ в Сирии и Ираке, сравнительно невелика. Филиппинских боевиков, например, на Ближнем Востоке больше, — рассказала «Газете.Ru» Евгения Гвоздева, директор программ Европейского центра стратегических исследований и безопасности. — Однако это не значит, что террористической угрозы в Индонезии нет». Дело в том, что вербовщики из ИГ в разных странах, как правило, работают по одной и той же схеме: они налаживают связь с уже существующим радикальным подпольем и пытаются перетянуть его на свою сторону, утверждает эксперт. В Индонезии работать сложнее: джихадистские организации здесь есть, но они сильно разобщены и не обладают налаженной инфраструктурой.
Тем не менее вербовка ИГ уже дает плоды. «В августе 2015 года в интернете появилось видео одной радикальной исламистской группировки из Индонезии, которая показывала тренировочный лагерь, расположенный на территории этой страны, — рассказала Гвоздева. — На записи боевики, проходящие подготовку в этом лагере, приносили клятву верности «халифу» ИГ Абу-Бакру аль-Багдади».
ИГ бросает вызов
«За последние шесть месяцев мы наблюдали активизацию работы по планированию атак в Индонезии, — заявил The New York Times Сидни Джонс, эксперт по терроризму и директор Института политического анализа конфликтов в Джакарте. — Налицо желание продемонстрировать, что джихадистские группы до сих пор живы в стране и готовы следовать повестке дня ИГ».
Евгения Гвоздева согласна с этой оценкой. Она заявила «Газете.Ru», что проблема не только в том, что заметен подъем террористической активности в Индонезии и всей Юго-Восточной Азии. Главная опасность в том, что местным радикальным подпольем заинтересовались сразу две мощные международные террористические организации: ИГ и ее главный конкурент — запрещенная в РФ «Аль-Каида» (организация запрещена в России).
За несколько часов до теракта в Джакарте видео с призывом к джихадистам Индонезии, Филиппин и Малайзии опубликовал лидер «Аль-Каиды» Айман аль-Завахири. Он говорил о необходимости свергнуть правительства стран и объединиться во имя единой цели — конечно, под флагом организации аль-Завахири.
«Соперничество ИГ и «Аль-Каиды» может дать в Индонезии опасный эффект, — считает Гвоздева. — Вполне вероятно, что теперь, после успешного теракта в Джакарте, свою атаку начнут планировать боевики «Аль-Каиды», которые пытаются укрепиться в Индонезии дольше, чем их конкуренты».