По предварительным итогам выборов, партия Марин Ле Пен «Национальный фронт» близка к наилучшему результату за всю историю. Представители партии пока набирают первые места в шести из 13 регионов страны. По данным экзит-полов, их средний результат — 30,8%. На втором месте идут республиканцы Николя Саркози (27,2%), Социалистическая партия нынешнего президента Франции Франсуа Олланда пока набирает только 22,7% голосов избирателей.
Для Олланда это, безусловно, поражение, для Ле Пен — рекорд.
Ле Пен уже оптимистично объявила, что теперь ее партия — первая в стране.
«Национальный фронт» придерживается крайне правой идеологии. Ее представители выступают против Евросоюза и критически относятся к нынешней политике в отношении мигрантов. Еще в 2014 году Ле Пен выступала в поддержку политики России по отношению к Крыму, признав проведенный референдум законным. Она также критиковала санкции западных стран в отношении России. В сентябре прошлого года вокруг лидера «Национального фронта» разразился скандал, связанный с получением ее партией €2 млн от Чешско-российского банка.
После того как Париж стал жертвой террористической атаки, согласно социологическим данным, рейтинг националистов заметно вырос.
Однако пока делать выводы о сокрушительной победе «Национального фронта» преждевременно — региональные выборы там проходят в два тура, если ни одна из партий не набирает в регионе более 50% голосов. При такой системе в региональные парламенты по итогам проходят только две партии.
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер обращает внимание, что, хотя предварительные результаты выборов — успех «Национального фронта», какой-то революции на региональных выборах не произошло. Электоральная ниша Ле Пен увеличилась, но некардинально, считает он.
«Нор-Па-де-Кале/Пикардия, Эльзас/Шампань-Арденны/Лотарингия и Прованс-Альпы-Лазурный Берег — думаю, в этих трех регионах «Национальный фронт» имеет реальные шансы на успех во втором туре», — предполагает Брутер. В целом же результаты второго тура будут сильно зависеть от позиций других политических игроков.
Ранее против партии Ле Пен традиционно объединялись и правые, и левые, которые во втором туре призывали голосовать против крайних националистов.
Сейчас Николя Саркози уже объявил о том, что не намерен создавать коалицию с Социалистической партией своего соперника Олланда, однако полностью исключать такого развития событий нельзя.
Брутер указывает на другое важное следствие из результатов региональных выборов — падение популярности президента Франции Франсуа Олланда и левых под его руководством: «Не думаю, что это связано с терактами. Опросы не подтверждают эту динамику. Скорее это результат того, что граждане считают политику Олланда бессмысленной». В случае если от левых на президентских выборах пойдет Олланд, то во второй тур выходят крайне правый и правый кандидат. По мнению Брутера, «разумеется, в таких условиях правый побеждает».
Руководитель Центра политических и экономических реформ Николай Миронов считает, что рост «Национального фронта» не говорит о том, что перспективы Ле Пен на президентских выборах сильно изменились, однако она может гораздо сильнее повлиять на расклад на них: «Посмотрим, чьи голоса она сможет оттянуть. Но к президентским выборам, думаю, французы отойдут от влияния терактов».
При появлении перспектив у несистемных игроков типа Ле Пен французская политическая система мобилизуется, чтобы не пустить их на пост главы государства, считает глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. К примеру, в 2002 году отец Марин — основатель «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пен — вышел во второй тур президентских выборов. Но его победа объединила оппонентов национализма, и он проиграл голлисту Жаку Шираку, набравшему 82%.
«Сейчас ситуация изменилась: если тогда «Национальный фронт» были смутьянами, то сейчас это третья системная партия. До последнего времени я бы сказал, что у Марин Ле Пен нет перспектив стать президентом. Но сейчас растут страх перед миграцией, непредсказуемость, слабеют ограничители, которые действовали раньше, поэтому будет реальная борьба за президентский пост», — прогнозирует Лукьянов.
По его словам, возможная победа Ле Пен стала бы подспорьем для России в «деле расщепления европейского негатива» к Москве, поскольку это будет мощным потрясением для всей европейской политики. «Просчитать все последствия трудно, если эта черная лошадка из аутсайдера превратится в фаворита», — говорит Лукьянов.
Наиболее убедительный оппонент националистов, по мнению экспертов, правоцентрист Николя Саркози. Но сначала ему необходимо восстановить лидерские позиции в собственной партии «Союз за народное движение». Затем вытеснить ослабевших социалистов и выступить на фоне Ле Пен как убедительный и дальновидный политик.