Законопроект, согласно которому депутаты федерального и регионального уровней, а также члены Совета Федерации будут лишаться своих полномочий в случае непредставления или несвоевременного представления деклараций о своих доходах, расходах и имуществе, прошел первое чтение. Аналогичные документы парламентарии должны будут сдавать на жен и несовершеннолетних детей. Крайний срок — 1 апреля. Если депутаты не сдадут декларации, то в течение 30 дней с момента нарушения должно последовать постановление Госдумы, которое лишит народного избранника места в парламенте. Аналогичная процедура предусмотрена и для членов Совфеда.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что согласно закону депутаты различных уровней и сенаторы и так должны были ежегодно сдавать соответствующие документы, однако ответственность за неисполнение данной нормы не предусматривалась. Среди авторов законопроекта на первых местах значатся председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и секретарь генсовета партии «Единая Россия» Сергей Неверов.
Документ был внесен на рассмотрение в парламент в мае этого года. Ему предшествовала довольно громкая история, когда ряд депутатов от Челябинской области, представляющих партию власти, отказались сдавать декларации о своих доходах, мотивируя это тем, что они работают на освобожденной основе. Всего в данном заксе не сдали декларации 14 депутатов, двое из них входят в топ-200 богатейших людей России по версии Forbes.
На обсуждении законопроекта в Госдуме председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин заявил, что ко второму чтению в законопроект будут также представлены поправки, предполагающие лишение мандата за представление в декларациях недостоверных сведений.
Представители думской оппозиции, впрочем, опасаются, что закон может быть использован против оппозиционных депутатов.
«Давайте не будем походить на унтер-офицерскую вдову, которая сама себя сечет!» — громче всех возмущался представитель ЛДПР Сергей Иванов. Депутат заявил, что предлагаемое нововведение не закон вовсе, а некое правило, которое непонятно кому нужно. «Кто из наших избирателей требовал это?» — спрашивал Иванов. Возникли у него сомнения и в процедуре проверок сведений о доходах.
Его коллега по партии Иван Шерин заявил, что этот законопроект может быть использован «как инструмент травли» против независимых депутатов. «Депутат может не знать о том, что за ним числится то или иное имущество, если, например, фактически он с женой не живет и находится в процессе развода, а она приобрела какое-то имущество, о котором он не в курсе», — аргументировал Шерин.
Представитель КПРФ Борис Кашин вообще назвал законопроект средством «унижения депутата».
«Не может быть унижением исполнение требований закона», — возразила коммунисту единоросс Ирина Яровая, которая сама однажды забыла указать в декларации стометровую квартиру в элитном комплексе «Тверская-Плаза». Ее коллега Владимир Плигин ответил оппозиционерам, что нести ответственность за проверку сведений будут соответствующие комиссии Госдумы и Совфеда по контролю за достоверностью сведений. И их оценка, по его словам, «исключит предвзятость».
По словам депутата Госдумы от «Справедливой России» Александра Тарнавского, его фракция законопроект поддерживает. Он поблагодарил инициаторов за законопроект и добавил, что, по его мнению, партийные депутаты и так в курсе, что декларации надо сдавать, однако, видимо, народные избранники, прошедшие одномандатные округа, не всегда это понимают. «Приходится для непонятливых прописывать», — говорит эсэр.
Член правления Ассоциации политических юристов Олег Захаров считает, что опасения парламентариев небеспочвенны.
«Для тех, кто захочет испортить жизнь оппозиционным депутатам, тема с декларациями очень хороша, — говорит Захаров. — Ситуаций, когда человек может даже быть не в курсе того, что на него записано какое-то имущество, может быть довольно много. И случаи наступления ответственности должны быть прописаны в законопроекте более конкретно. Нужны какие-то детали по установлению вины, или надо вводить какой-то количественный критерий».