На выборах в прошлом мае Петр Порошенко получил беспрецедентный для украинского лидера кредит доверия: за него проголосовали 54,7% избирателей, почти 10 млн украинцев из официально зарегистрированных 36 млн избирателей (в это число включаются жители Крыма и восточных районов страны)
Год спустя рейтинг Порошенко упал втрое.
По итогам опубликованного в мае исследования, проведенного компанией TNS, сейчас полностью или частично удовлетворены его работой 17% граждан Украины, недовольных — 51%. Если бы президентские выборы проводились в марте текущего года, Порошенко, по данным соцопросов Центра Разумкова и Research & Branding Group, смог бы соответственно набрать 19,4% и 19,2% голосов избирателей.
Впрочем, это все еще самые высокие показатели доверия среди всех украинских политиков. Второй по популярности и значимости политик в стране — премьер Арсений Яценюк — уступает Порошенко вдвое. По данным TNS, лишь 8% опрошенных украинцев довольны работой правительства под руководством Яценюка и 68% оценивают его работу неудовлетворительно.
Примерно такая же ситуация наблюдается по всем показателям деятельности Порошенко: лучше, чем другие, но хуже, чем ожидали от него.
«Газета.Ru» проанализировала самые важные для простых украинцев обещания главы государства, чтобы понять, какие из них ему удалось выполнить.
Прекратить войну в Донбассе
«АТО не может длиться два месяца, она должна длиться несколько часов. Для террористов не будет мирного диалога. Я никогда не позволю подобных террористических действий в Украине».
Из заявления Порошенко сразу после победы на выборах.
«Проект «Новороссия» был официально провален. Украина продемонстрировала единство. Это достижение украинцев. Это мое самое большое достижение за год» — такую оценку выставил Порошенко сам себе в твиттере 28 мая.
Но многие украинцы с ним бы не согласились. Прошел год, но военные действия в Донбассе не прекратились, более того, в последние дни, словно к годовщине, только усиливаются. Несколько районов Донецкой и Луганской областей фактически отторгнуты от основной части страны, и перспектив их реинтеграции не видно.
Эту ситуацию украинский политолог, председатель правления Лаборатории законодательных инициатив Игорь Когут называет «политическим шпагатом», хотя в целом склоняется к положительной оценке деятельности Порошенко как военного стратега. Он признает, что на начальном этапе президент совершал кадровые ошибки: речь идет о трех назначениях и увольнениях министров обороны в первые же месяцы президентства. — «Газета.Ru») и стратегические просчеты (например, стремление закончить военную операцию ко Дню независимости Украины, что привело к образованию илловайского котла). Затем, по мнению политолога, Порошенко удалось не только снизить градус конфликта, но и, что немаловажно, мобилизовать мировую поддержку.
Продать бизнес
«Я уже говорил, что, если стану президентом, продам свой бизнес, не буду иметь к нему никакого отношения, продам все, кроме 5 канала».
Это обещание Порошенко дал еще во время предвыборной кампании и тоже его не выполнил. Ситуация, когда кошелек среднестатистического гражданина вследствие проседания гривны оскудел втрое (это без учета повышения цен и тарифов), а президент страны продолжает получать доход от бизнеса и занимать верхние строчки в рейтингах Forbes, естественно, будет использоваться критиками президента.
На самом деле все не так просто. «Формально он не выполнил обещание, хотя нужно бы разобраться почему. Думаю, тут могут быть и объективные трудности, не позволившие ему продать бизнес, но, может, он и не приложил необходимые усилия», — предполагает руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.
С одной стороны, продать крупный бизнес и выручить за него порядка $3 млрд (считается, что во столько сам Порошенко оценивает Roshen) — задача не из простых. Тем более все крупные международные кондитерские корпорации в Восточной Европе вполне укомплектованы мощностями, в том числе украинскими. Да и сам Порошенко заявлял, что уже не управляет корпорацией.
«Сразу же после избрания президентом, в течение трех месяцев, была заключена сделка на продажу всемирно известным банком Rotschild. Было передано в трастовое управление все право. Я сегодня юридически или любым другим способом лишен влияния на Roshen», — сообщил он еще в 2014 году. В конце мая он заявил, что в течение ближайших недель произойдет раскрытие информации по Roshen.
С другой, речь идет только о кондитерской составляющей бизнеса, которым владеет Петр Порошенко и его семья, а это уже около шести десятков предприятий различных сфер деятельности (от автопрома до АПК), которые входят в концерн «Укрпроминвест». Продать бизнес такого объема еще сложней, хотя по нему предвыборных обещаний не было.
Провести структурные реформы
«Реформа по децентрализации начнется уже в этом году изменениями в конституцию. Новые полномочия получат новоизбранные местные советы».
Из инаугурационной речи Порошенко.
Без преувеличения можно сказать, что каждый украинец, даже из числа сторонников Порошенко, считает, что реформы в стране проводятся медленно и малозаметно.
Изменениями в пенсионной системе и системе соцзащиты население в принципе недовольно: сложно радоваться уменьшению пенсий и введению налога на них. Сближение с ЕС также проходит медленно, хотя тут есть видимые результаты: Украина укрепила свои позиции в газовом вопросе с Россией, получив более выгодные условия, а также слегка продвинулась в вопросе достижения безвизового режима со странами ЕС.
В целом же, как говорит Игорь Колиушко, ссылаясь на конституцию Украины, президент не обладает полномочиями для проведения всех реформ в стране, основная ответственность лежит на правительстве.
«Но что точно непонятно в его деятельности — это почему, например, так долго не вносится законопроект о внесении изменений в конституцию о проведении реформы по децентрализации. Предложения по этому законопроекту были готовы еще до выборов президента.
Было ожидание, что сразу после выборов он создаст рабочую группу или конституционную комиссию, которая доработала бы эти предложения и еще в прошлом году внесла бы этот законопроект. Но этого не произошло.
Потом были ожидания, что это произойдет после парламентских выборов. Но ему снова понадобилось 4,5 месяца только для того, чтобы создать конституционную комиссию. Но несмотря на то, что уже есть и комиссия, и наработки, законопроекта в парламенте по-прежнему нет», —
констатирует политолог, добавляя, что это именно та пробуксовка, за которую Порошенко можно укорять.
Побороть коррупцию
«Жить честно!.. Приоритетные шаги в этом направлении сегодня — это антикоррупционная люстрация судебных, правоохранительных, налоговых и таможенных органов».
Из предвыборной программы Порошенко.
В постреволюционных условиях всегда сложно понять, кого нужно люстрировать и кто коррупционер, но в украинском обществе этот вопрос оказался неразрешимым в принципе. Сам Порошенко в заявлениях для мирового сообщества и для украинцев неоднократно заявлял, что намерен бороться с коррупцией. «Мне нужен немедленный результат. В Украине никто не останется вне закона, и я очень оптимистичен», — заявлял он спустя месяц после президентских выборов, находясь на заседании ПАСЕ в Страсбурге.
Он назвал коррупцию «ключевым вызовом», без ответа на который «у нас нет ни единого шанса на успех».
Но год спустя коррупция осталась на всех уровнях власти — от рядового гаишника на дороге до руководителей центральных ведомств. По крайней мере, так утверждают сами люстраторы.
«Если у нынешнего генпрокурора (Виктор Шокин. — «Газета.Ru») не получается, если у нынешнего министра внутренних дел (Арсен Аваков. — «Газета.Ru») не получается, если у главы СБУ (Валентин Наливайченко. — «Газета.Ru») не получается, надо беспощадно увольнять», — заявил недавно председатель комитета Верховной рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Егор Соболев.
Он пообещал, что если к началу июня не будет результатов борьбы с коррупцией, то он с коллегами будет инициировать вопрос отставки указанных руководителей силовых структур. При этом законопроект об отставке Авакова уже ждет своего часа в парламенте — еще с мая.