Вокруг люстрации чиновников на Украине бушуют нешуточные страсти. Вопреки ожиданиям, Конституционный суд отказался рассматривать некоторые положения закона «Об очищении власти».
Судьи приняли во внимание ходатайство народного депутата Леонида Емеца (представляет фракцию «Народный фронт» премьера Арсения Яценюка). Он пояснил, что в Верховную раду поступил законопроект о внесении изменений в скандальный закон, что позволит разрешить все спорные вопросы.
Такое решение Фемиды позволило снять напряжение в обществе (у здания суда собрались митингующие), а также вызвало одобрение всех политических сил.
«Несмотря на давление как внутри здания суда, так и под его стенами, судьи смогли принять взвешенное и мудрое решение»,
— сказано в сообщении «Оппозиционного блока».
Закон «Об очищении власти» был принят в сентябре прошлого года и стал одним из самых ожидаемых в стране. «Поздравляю Украину и Верховную раду с принятием закона о люстрации», — заявил тогда президент Петр Порошенко.
Скандальный документ
Но радость главы государства была преждевременной, а сам закон о люстрации не принес ожидаемого эффекта. На заседании правительства премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что с момента действия документа из власти ушло около 2 тыс. человек.
«В целом в реестре люстрированных лиц 500 человек, которые были уволены на основании этого закона, и, по данным общественных организаций, еще 1,5 тыс. — это те, кто сами уволились, поскольку подпадали под законодательство Украины о люстрации», — заявил премьер на заседании правительства 15 апреля.
Всего же в стране насчитывается около 300 тыс. чиновников, из которых около 30 тыс. были проверены в соответствии с нормами закона.
Но даже уволить такое на первый взгляд небольшое число сотрудников министерств и ведомств оказалось непросто.
По словам министра юстиции Павла Петренко, одна из сотрудниц Государственной фискальной службы, которая с 2010 по 2013 год занимала руководящие должности, пыталась на основании якобы разъяснения от министерства юстиции избежать люстрации.
Документ, который она предоставила в фискальную службу, оказался подделкой. «Отдельные лица пытаются подделать документы… Я лично обратилась в правоохранительные органы, чтобы выявить, кто и каким образом делал этот документ», — отметила первый заместитель министра юстиции Украины Наталья Севостьянова.
Другие чиновники получали статус участника антитеррористической операции, что также позволяло избежать люстрации.
Например, замминистра регионального развития и строительства Дмитрия Исаенко насильно заставили написать заявление об увольнении с занимаемой должности. Общественность заподозрила чиновника в неправомерном получении нужной «корочки».
Часть уволенных чиновников вернулись в свои кабинеты через суд. Ранее директор департамента по вопросам люстрации министерства юстиции Украины Татьяна Козаченко признала, что из 374 государственных служащих, попавших под люстрацию, обжаловали свое увольнение около 170 человек.
Как результат, в Конституционный суд обратились народные избранники и Верховный суд с просьбой растолковать, отвечают ли украинской конституции некоторые положения закона «Об очищении власти». Например, действительно ли возможно ввести запрет занимать государственные должности на протяжении десяти лет руководителям крупных ведомств, силовых структур, главе Нацбанка, членам правительства и пр., которые проработали на своей должности не менее года в период президентства Виктора Януковича, с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014-го.
Туманное будущее
Закон о люстрации действительно был принят с недоработками в очень сжатые сроки, рассказывает руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
«Этого требовала общественность и участники «майдана»,
— напоминает он.
Этот документ стал своеобразным компромиссом между общественностью и властью, считает эксперт по международным вопросам, политический консультант Александр Палий. Именно поэтому в законе предусмотрена коллективная ответственность чиновников, которые работали на руководящих должностях в период президентства Виктора Януковича.
«Специалист мог не брать взятки и работать на благо страны. Так стоит ли его увольнять?»
— задается вопросом Владимир Фесенко.
Именно это положение, а также возможность избежать люстрации при помощи судебного решения или получении статуса участника АТО вызвали вопросы у представителей Венецианской комиссии — консультативного органа ЕС по конституционному праву. Им закон отправили на рецензию.
Ее глава Джанни Букиккио высказал мнение, что процесс люстрации стоило бы приостановить и сначала доработать соответствующий закон. Существующий документ он назвал «плохим».
«Но мы пришли к общему мнению в дискуссиях с министром юстиции совместно работать над его доработкой и приведением этого закона в соответствие с европейскими стандартами», — заявил Букиккио на встрече с президентом Украины Петром Порошенко в начале февраля.
Все эти факторы позволяют предположить, что существующий закон будет изменен. «Коррекция документа будет», — уверен директор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Но, как показывает практика, эта процедура может затянуться не менее чем на полгода.
В качестве образца для люстрационных мероприятий украинские власти выбрали аналогичные процедуры в странах Восточной Европы.
Так, в одной только Чехии, где государственные должности в течение пяти лет было запрещено занимать кадровым сотрудникам и тайным агентам спецслужб, сотрудникам аппарата Компартии, «политически руководившим» госбезопасностью, под действие закона попало около 140 тыс. человек.
Однако в большинстве восточноевропейских стран люстрация коснулась людей, работавших на тайную полицию, в то время как Украина выбрала более жесткий вариант, который касается фактически всех коммунистических функционеров и чиновников периода правления Януковича.