В четверг член Комитета протестных действий (КПД) и сопредседатель московской «Солидарности» Петр Царьков объявил о намерении провести 19 апреля масштабный марш оппозиции. Предварительное название акции — «Марш гнева и достоинства». Царьков пояснил «Газете.Ru», что организаторам важно провести марш в центре города: «Периферийные районы и перенос марша мы не считаем возможным». Конкретная площадка неважна: «главное, чтобы маршрут акции находился в пределах Садового кольца».
Подавать заявку в мэрию по закону можно не ранее 15 дней и не позже 10 дней перед проведением акции. Предполагаемая дата проведения — 19 апреля. По словам Царькова, это объясняется тем, что марш имеет смысл проводить в выходные, после Пасхи и когда истекут 40 дней со дня смерти Бориса Немцова.
Требования марша будут сформированы в ближайшие дни. Царьков предполагает, что многие лозунги будут связаны с убийством и ходом расследования.
При этом для многих оппозиционеров, традиционно выступающих в качестве организаторов подобных акций, инициатива КПД стала сюрпризом.
Основными организаторами апрельского марша, по словам Царькова, будут Комитет протестных действий, партия ПАРНАС и движение «Солидарность». Напомним, что антикризисную акцию «Весна», которую в связи с гибелью Бориса Немцова решено было переформатировать в траурное шествие, готовила в основном команда Алексея Навального.
Комитет протестных действий был создан в июне 2013 года, поскольку в оппозиции сочли, что Координационный совет оппозиции не может справляться с оперативной организацией акций. В КПД вошли члены движения «Солидарность», «Левого фронта», «Комитета 6 мая» и гражданские активисты. Одним из членов КПД был Борис Немцов.
Многие опрошенные «Газетой.Ru» оппозиционеры не знали о готовящейся акции и осторожно комментировали свое возможное участие. Например, депутат Госдумы Дмитрий Гудков заявил, что если акция будет поддержана всеми протестными силами, то он, конечно, присоединится: «Делать подобные акции нужно, безусловно, это единственная форма давления на власть. Оппозиции не остается другого выбора. Не проходят ни законопроекты, ни другие инициативы». При этом он выразил пожелание, чтобы подобные мероприятия готовились и обсуждались коллегиально.
Член бюро «Солидарности» Сергей Давидис также заявил, что, по его мнению, стоило провести общее заседание, однако подчеркнул, что Комитет протестных действий имеет право на подобную инициативу: «До этого акции тоже КПД проводил. Я узнал обо всем из их твиттера. Вероятно, решение будет поддержано и другими силами».
Соратники оппозиционера Алексея Навального отреагировали жестче: «Пока мы точно участвовать не будем. Считаем, что предварительно нужно было провести какой-то «круглый стол». Мы против поспешных выводов», — заявила пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш, ссылаясь на слова члена центрального совета Партии прогресса Леонида Волкова.
Член бюро федерального политсовета партии РПР-ПАРНАС Илья Яшин в разговоре с «Газетой.Ru» заявил, что пока идеи Царькова — только озвученное предложение, инициатива ряда активистов: «Сейчас Алексей Навальный выйдет, мы соберемся и все обсудим. Если уж делать марш, то он должен объединять все оппозиционные силы». Политик уверяет, что делать какие-то выводы о формате предстоящего мероприятия пока рано.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет, что ситуация рассинхронизированности оппозиционеров вполне нормальна для протестного движения: «Ее лидеры по натуре своей индивидуалисты». Политолог напоминает, что, когда действительно возникает необходимость компромисса, оппозиционерам прекрасно удается договориться.
«Получился такой фальстарт. Но для проведения обсуждения еще достаточно времени», — отмечает Макаркин. По мнению эксперта, говорить о формате акции пока рано. Однако он обращает внимание, что сейчас уже не стоит делать чрезмерный акцент на убийстве Бориса Немцова, хотя его портреты и должны остаться непременной атрибутикой предстоящего мероприятия:
«Траурные мероприятия закончились, снова начинается политическая борьба».
Если акция действительно пройдет 19 апреля, то, судя по названию и составу участников, она будет более «реактивной», как и другие мероприятия до «Марша весны», комментирует Давидис: «Это не плохо и не хорошо. «Марш весны» был попыткой стратегического прорыва. Слабой, условной, но все-таки».
Глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов считает 40 дней со дня гибели Немцова психологическим рубежом: «он определит, чего в действиях протестующих больше — гнева или ощущения бессилия».