В четверг Александр Лукашенко во время выступления перед командующими белорусской армией дал понять, что военная концепция Белоруссии в корне изменилась — теперь власти страны «держат в уме» возможность российского вторжения и ради сохранения независимости готовы сотрудничать даже с НАТО.
Лукашенко прямо не заявлял, что опасается «гибридной» войны со стороны России по украинскому сценарию, и выразился обтекаемо: «строительство вооруженных сил в современных условиях».
«Вопрос состоит в том, чтобы мы смогли приспособить свои вооруженные силы, прежде всего нашу армию, к реагированию на ту ситуацию, которая, не дай бог, сложится завтра, послезавтра. Условия меняются, пусть не кардинально, но мы видим, что происходит на так называемом театре военных действий в связи с конфликтами, их хватает. Мы изучаем их и, естественно, не можем не реагировать, учитывая ситуацию», — сказал Лукашенко.
Такие высказывания из уст белорусского президента уже звучали, неожиданным стало другое.
Если раньше Лукашенко называл НАТО «монстром, подползающим к границам синеокой Беларуси», то теперь он заявил, что Минск открыт для конструктивного диалога с альянсом на принципах паритетности и прозрачности.
«Как суверенное государство мы открыты в том числе к конструктивному диалогу с НАТО на принципах паритетности и прозрачности. У нас есть много общих вопросов, совместная работа над которыми в полной мере отвечает интересам Беларуси», — сказал Лукашенко.
Разумеется, не обошлось и без реверанса в сторону России: «Конечно, мы хотели бы и впредь опираться на мощь братской России при естественном учете наших интересов в сфере суверенитета и независимости Беларуси…»
«Пояснять тут нечего. Он все время это говорит: открыт к диалогу со всеми», — говорит белорусский политолог Александр Федута. Последнее время Лукашенко напоминает: торговый оборот Белоруссии с ЕС даже больше, чем с Россией, страна проводит «многовекторную» внешнюю политику и, даже участвуя в евразийской интеграции, официальный Минск не планирует ограничивать контакты с Брюсселем и Вашингтоном.
«Такое заявление Лукашенко говорит прежде всего о том, что он не уверен в своей армии. И ему ничего не остается, кроме как идти на сотрудничество с Европой. Пусть он даже ее и боится, — сказал «Газете.Ru» белорусский политик, кандидат в президенты Белоруссии в 2006 году Александр Милинкевич. — Потому что Лукашенко понимает: сейчас угроза для него идет не из Брюсселя или Берлина, а из Москвы. Хотя прямо он об этом заявить не может. Но не секрет, что у нас и прежде шло сотрудничество с НАТО, а теперь его нужно еще более углублять».
По словам профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Григория Голосова, от ухудшения российско-украинских отношений в последний год Лукашенко «остался в чистом выигрыше»: существенно улучшил отношения с Западом, о чем свидетельствует визит Ангелы Меркель и Франсуа Олланда в Минск.
«Лукашенко стал посредником между Западом и отчужденной от него Россией. Конечно, у него куда больше свободы, чем было, и Кремль ничего не может с этим сделать».
По словам Голосова, у российских властей куда меньше оперативной свободы по отношению к Лукашенко, чем было в прежние времена. «Раньше Кремль находился в достаточно хороших, даже привилегированных отношениях с Западом, у него было достаточно много союзников. Сейчас ситуация изменилась: стран, которые поддерживают хорошие отношения с Россией, осталось сравнительно немного, а Белоруссия — это, кроме всего прочего, еще и важная страна, потому что без Белоруссии не будет и Евразийского экономического союза. Это позволяет Лукашенко действовать куда более свободно, чем раньше», — объясняет эксперт.
По мнению политолога, последние заявления белорусского президента — желание закрепить новый статус, подчеркнуть: «место Белоруссии в новом мире тоже новое, а это можно сделать путем указания на то, что он более свободен в выборе союзников».
До реального сотрудничества Белоруссии и НАТО, конечно, далеко, но небольшой зачин для него все же имеется. В ноябре 2013-го в штаб-квартире НАТО прошли совместные штабные учения с участием белорусских военных — отрабатывались варианты реагирования на возможные чрезвычайные ситуации. Также были рассмотрены вопросы практического взаимодействия с альянсом в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в будущем.
Также ведется подготовка белорусских военных для участия в совместных с подразделениями стран НАТО операциях и учениях. Так, в июне 2014 года эксперты альянса провели семинар для белорусских миротворцев.
В 2004 году Белоруссия открыла свое воздушное пространство для самолетов, перевозящих войска и технику НАТО в Афганистан. Пять лет спустя она присоединилась к Северной распределительной сети (СРС) — совокупности железнодорожных, воздушных и сухопутных маршрутов снабжения военной миссии в Афганистане, а 23 апреля 2013-го было заключено дополнительное соглашение, разрешившее транзит через белорусскую территорию бронетехники НАТО (без вооружения и боеприпасов).