Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Канцлер всея Европы

Увенчаются ли успехом миротворческие усилия Ангелы Меркель

Один из главных героев прошлой судьбоносной недели — канцлер Германии Ангела Меркель. Именно ее экстренные усилия привели стороны, вовлеченные в украинский конфликт, на переговоры в Минск. Однако результаты переговоров оказались слишком неоднозначными, чтобы уже сейчас награждать ее лаврами успешного миротворца. Именно теперь решается, сможет ли Меркель войти в историю и вернуть Германии статус великой державы.

«Что касается Ангелы Меркель, у нее человечность идет впереди всех других качеств, — рассказал президент Белоруссии Александр Лукашенко после переговоров в Минске в интервью телепрограмме «Вести недели». — Но вы же не будете отрицать, что благодаря ее моторности, в том числе ее моторности и сговорчивости Путина, добились здесь результатов».

Западноевропейская, и особенно немецкая, пресса всю неделю оставалась под впечатлением от дипломатического марафона канцлера Германии Ангелы Меркель. Немецкий журнал Focus подсчитал, что начиная с прошлого четверга фрау канцлер совершила турне длиной свыше 20 тыс. км, включавшее посещение Киева, Москвы, Мюнхена, Вашингтона, Минска. В промежутке между ними успели вклиниться выступление в бундестаге, посещение похорон экс-президента Германии Рихарда фон Вайцзеккера, переговоры с новым греческим руководством.

Журналисты не устают восхищаться работоспособностью канцлера и вспоминают, что она как-то сравнила себя с верблюдом, у которого есть экстренный запас воды. «Но когда запас заканчивается, мне необходимо перезагрузиться», — сказала тогда Меркель, которая вот уже несколько дней после Минска и Брюсселя не появляется на публике.

Томас Вальде, бывший шеф берлинского бюро телеканала ZDF, рассказывает, что поездки канцлера распланированы так, что времени на отдых практически не остается, а сама она обладает счастливой способностью спать прямо в самолете, которой лишены большинство ее сотрудников и журналистов.

По словам Вальде, после таких поездок он возвращался домой в «коматозном» состоянии, и настоящим шоком с утра было видеть по телевизору, как Меркель выступает на очередном мероприятии.

Популярное издание Die Welt с прямолинейным немецким юмором констатирует, что «секрет выносливости Меркель известен многие годы и чрезвычайно прост — его нет».

Впрочем, при всех дифирамбах удивительная работоспособность Меркель — не главное, что интересует немецкую прессу. «Канцлер всея Европа» — примерно так пишут о ней сегодня в Германии. Прошедшая неделя была едва ли не самой сложной в политической карьере Меркель: впервые за десять лет правления она стала чуть ли не главным политиком мира.

Немецкого канцлера то и дело сравнивают с российским президентом — вторым медийным героем прошлой недели. Если в случае с Владимиром Путиным западноевропейские СМИ постоянно отмечают «мачизм» в качестве главной отличительной черты, то, говоря о Меркель, напротив, все время напоминают о ее прозвище Mutti — «мамочка». Спокойная, добродушная, избегающая резких слов и жестов — ирония в том, что собственных детей у нее нет, она как бы удочерила всю Германию.

На посту канцлера она уже почти десять лет — наряду с Путиным главный политический долгожитель современной политики. Причем личная популярность Меркель чрезвычайно высока, рейтинги доверия к ней близки к путинским показателям в России, и есть большие шансы, что она останется во главе немецкого правительства и по итогам выборов 2017 года, если только сама не решит покинуть большую политику. При Меркель Германия, в отличие от других стран Европы (а как говорят злые языки, за их счет), прошла мировой экономический кризис, продолжая наращивать темпы роста своей экономики.

При этом стиль ее правления в Германии характеризовали как «президентский». В стране, где президент обладает лишь представительскими полномочиями, это означает, что она избегала прямых, директивных методов, предпочитая поиск компромиссов и выработку коллективных решений.

Это и неудивительно, учитывая, что после двух из трех побед на выборах ей приходилось формировать так называемую «большую коалицию» со второй крупнейшей партией в Германии — Социал-демократической. То есть не с союзниками, а именно с теми, кому ее собственная партия, Христианско-демократическая, традиционно противостоит. Социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер сегодня, в частности, руководит немецким МИДом.

И как раз в прошлом и нынешнем годах Меркель впервые по-настоящему оказалась в центре европейской и мировой политики, которая теперь творится вокруг никому доселе не известных донбасских городов и городков.

На прошлой неделе ее «президентские» способности понадобились как никогда.

Как пишет авторитетное издание Der Spiegel, замыкание украинских войск в котле под Дебальцево с перспективой крайне болезненного военного поражения, на которое Вашингтон готов был ответить поставкой Киеву боевого оружия, заставило Меркель и французского президента Франсуа Олланда активизировать собственные дипломатические усилия.

Весь 2014 год Берлин (к немалому удивлению многих российских политиков и государственных деятелей, которые почему-то тешили себя надеждой на раскол евроатлантической коалиции и на некие особые чувства к Путину за его владение немецким языком и службу в ГДР) показывал себя верным союзником Вашингтона. Однако перспектива фактически прямого военного вмешательства США в украинский конфликт отправила канцлера в путь.

Детали ее переговоров с Бараком Обамой в Вашингтоне доподлинно неизвестны, но немецкая пресса уверяет, что ей удалось склонить президента США как минимум не форсировать решение о поставках оружия. Неизвестны и детали 15-часовых переговоров в Минске, в частности, какой именно план урегулирования конфликта на востоке Украины предложили Меркель и Олланд и что из него попало в итоговый текст соглашений, который, как уже многократно отмечали аналитики, мало чем принципиально отличается от договоренностей, заключенных там же в прошлом сентябре.

О результатах переговоров канцлер отозвалась, не изменяя своему политическому стилю, обойдясь без громких слов: «Появились проблески надежды».

Для самой Меркель дальнейшее развитие событий на Украине, а также разрешение греческого кризиса — вопрос, пожалуй, не политического будущего (которое, учитывая темпы роста немецкой экономики и явный дефицит идей у оппозиции, выглядит вполне безоблачным), а места в истории. Либо она застолбит за собой место полноценного лидера объединенной Европы, способной самостоятельно разрешать и экономические, и политические кризисы (двадцать лет назад в Югославии европейцы такого лидера найти не смогли). Либо так навсегда и останется политическим актером второго плана.

Именно поэтому с таким вниманием за действиями канцлера следит немецкая пресса. Впервые со времен Конрада Аденауэра, положившего конец вековому франко-германскому противостоянию и заложившего основы европейской интеграции, в Германии появился политик, имеющий шансы на мировой масштаб. Был, разумеется, объединитель страны Гельмут Коль, но он решал больше внутриполитические задачи, которые по совпадению оказались ключевыми для глобальной политики.

В том случае, если миротворческие усилия Меркель дадут реальный эффект, для Германии это будет еще один, возможно, последний шаг на пути к превращению в «нормальную» страну с соответствующими ее реальному положению амбициями, которые доселе воспринимались через призму воспоминаний о гитлеризме.

Критики Меркель в Германии сетуют на то, что во внутренней политике она далеко не столь решительна, как в международных делах, то и дело уступая общественному мнению. Но ее защитники отмечают, что и там, и там она ведет себя как последовательный демократ. Немцы устали терпеть «иждивенчество» Греции — и она занимает максимально жесткую позицию на переговорах. Немцы опасаются прямой конфронтации с Россией — и она готова идти на уступки. Получается, что Меркель — воплощение духа самой сегодняшней Германии.

Пусть даже ее собственное отношение к Путину, мягко говоря, нельзя назвать теплым. Ей приписывают слова о том, что он «находится в другой реальности». А британская газета The Financial Times не так давно рассказывала, как «дочь пастора» была якобы шокирована предложением российского президента решить проблему Донбасса по чеченскому образцу — найти лояльных лидеров и залить конфликт деньгами. Шок объяснялся просто: в Чечне Запад видит не столько удачный опыт усмирения, сколько полуисламистскую восточную деспотию, где не соблюдаются никакие законы. Правда это или нет, но в Минске Меркель в очередной раз продемонстрировала способность переступать личные предпочтения.

Меркель, которую сравнивают то с «железной леди» Тэтчер, то с «железным канцлером» Бисмарком, претендует на роль главного демократа-миротворца в новейшей истории. Но слишком многое сейчас зависит уже не от нее.

Новости и материалы
Пленный украинец заявил о перекрытии ВСУ путей отступления своим
Юрист рассказал, с какими аферами с недвижимостью могут столкнуться россияне в 2025 году
Ученые сумел превратить соединительную ткань в здоровые клетки сердца
В США расширилась забастовка сотрудников кофеен Starbucks
Израиль сообщил о ликвидации еще одного участника движения ХАМАС в гуманитарной зоне
На главреда «Медиазоны» завели дело за неисполнение обязанностей иноагента
Эксперт рассказал, когда ВС России возьмут под контроль Курахово
Тяга к майонезу может указывать на нейродегенеративное заболевание, выяснили ученые
Врач рассказал, сколько конфет можно съесть ребенку
В России обновят перечень товаров для параллельного импорта
Американский политолог заявил, что Маск может стать следующим президентом США
В США заявили, что американцы столкнутся с последствиями снижения умственных способностей Байдена
Названы черты личности, отвечающие за склонность к ночным кошмарам
В Парагвае конфисковали почти 60 тонн марихуаны
В Липецкой области объявили воздушную опасность
Врач рассказал, как облегчить боль ребенку, когда режутся зубы
На Западном берегу реки Иордан подорвался израильский бронеавтомобиль
Родителям объяснили, что делать, если ребенок не проявляет интерес к учебе
Все новости