По результатам подсчета 99% бюллетеней, Руссеф, представляющая левую Бразильскую партию трудящихся, смогла завоевать 51,6%, а ее соперник Аэсио Невис, сенатор от Партии бразильской социал-демократии, получил 48,4% голосов избирателей. Последний уже признал свое поражение.
Руссеф еще в начале июня дала понять, что президентский пост так просто не отдаст, несмотря на крайне напряженную ситуацию в стране.
Как раз накануне чемпионата мира по Бразилии прокатилась очередная волна беспорядков, напомнившая о столкновениях годичной давности, когда тысячи протестующих выкатились на улицы бразильских городов в дни Кубка конфедерации. Недовольные считали, что правительство тратит слишком много денег на большой спорт и слишком мало — на социальные программы.
Эксперты не исключали, что социальная политика может поставить крест на дальнейшей президентской карьере Руссеф. Митинги 2013 года оказались крупнейшими со времен подавления протестов против земельных реформ Фернанду Кардозу в 1996 году. Завышенная плата за обучение, высокие цены на общественный транспорт, дорогое медицинское обслуживание, коррупция – вот в чем обвиняли Руссеф весь ее первый срок. Миллиарды реалов налогоплательщиков были потрачены на строительство новых стадионов, а восстанавливать сферу коммунального обслуживания Бразилии по-прежнему не на что.
За время четырехлетнего правления Руссеф страна успела пережить и серию коррупционных скандалов.
Один из них был связан с крупнейшей нефтяной компанией страны «Петробас». В ходе расследования был арестован ее президент Пауло Роберто Коста, который обвинил более 40 политиков в причастности к реализации коррупционных схем.
Тем не менее, выступая на партийном съезде 21 июня, Руссеф пообещала в случае своего переизбрания на второй срок «придать новый импульс социальной политике правительства» и «вытащить миллионы людей из нищеты».
Примерно те же слова звучали четыре года назад, когда 1 ноября 2010 года дочь болгарского эмигранта, в прошлом левацкая террористка и политзаключенная стала первой женщиной-президентом в Бразилии. Сразу же после избрания она пообещала продолжать политику своего предшественника, бывшего профсоюзного вождя Луиса Инасиу Лулы да Силвы, который руководил страной два срока подряд. Она была его ближайшей соратницей: последние пять лет занимала пост главы президентской администрации.
Получив новый мандат на управление страной, Руссеф придется учитывать, как много голосов было отдано за представителей оппозиции. Один из ее собственных министров заявил, что власти должны искать «национального примирения» с учетом того, насколько близкими друг другу оказались результаты обоих кандидатов. Издание New York Times в воскресном выпуске называет бразильскую президентскую кампанию «турбулентной».
Многие избиратели отмечали в интервью изданию, что голосовали «за меньшее из зол» и предпочли Руссеф Невису только ради того, чтобы сохранить хоть какую-то стабильность.
B свою очередь, британское издание The Economist опубликовало карту голосования за кандидатов в президенты, отметив что за Русcеф проголосовали в основном жители бедных штатов севера и севера-востока, а за Невиса отдали голоса в большей степени граждане зажиточных южных штатов: «Президент будет руководить расколотой страной», — резюмирует издание. Интересно при этом, что Невис проиграл Русcеф, в частности, в штате Минас-Жирайсе, которым он в 2003–2010 годах руководил в качестве губернатора.
Для переизбранного президента ситуация осложняется тем, что сторонники ждут от нее продолжения социальных программ по поддержке неимущих слоев населения. Инфляция достигла 6,65% — выше прогноза запланированного правительством, а цены на потребительские товары по итогам октября повысились на 6,62%. Откуда изыскивать на них средства, пока не ясно.
Трудности ожидают Бразилию и на международной арене: американские и западные инвесторы не очень довольны победой Руссеф, и это может отразиться и на инвестиционном климате. Как отмечает американское издание Business Insider, деловые круги «не будут доброжелательно настроены по отношению к Бразилии». Издание приводит комментарий аналитика международного инвестиционного банка Societe Generale Дева Ашхиша, который отмечает, что устойчивость бразильской экономики будет зависеть от того, насколько быстро новое правительство сможет «восстановить доверие инвесторов».
В свою очередь, заместитель директора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов полагает, что внешнеполитический курс страны остался бы неизменным даже в случае проигрыша Руссеф.
В частности, в отношении России. «У Бразилии всегда, даже при более центристских правительствах, был такой независимый, «несервильный» курс. Бразилия о своем суверенитете печется получше, чем некоторые европейские страны», — отмечает эксперт.