Во влюбленной в футбол Бразилии проведение чемпионата мира далеко не у всех вызвало восторг. Масштабные протесты, вылившиеся в беспорядки и столкновения с полицией, произошли в стране за год до турнира. Новая волна поднялась уже в нынешнем мае.
Главная претензия к властям и, в частности, к президенту Дилме Русеф в том, что ради проведения мирового первенства были урезаны социальные расходы, подняты цены на многие услуги и при этом большая часть трат пошла на реконструкцию и строительство стадионов, а состояние инфраструктуры, в том числе транспортной, радикально не улучшилось.
По утверждениям протестовавших, нашедшим поддержку у оппозиции и в СМИ, главная проблема — коррупция, пронизывающая бразильские органы власти.
Что интересно, свою роль в подъеме протестного движения сыграли бывшие футболисты сборной, легенды бразильского футбола, чемпионы мира Ромарио и Роналдо.
Первый, ныне член парламента страны, назвал бразильский чемпионат «крупнейшим грабежом в истории».
По его словам, проведение турнира обошлось стране в $46 млрд, в то время как официально названная цифра — $14 млрд. В свою очередь, Роналдо накануне чемпионата сказал, что ему «стыдно» за то, как страна подготовилась к первенству. «Такую Бразилию нельзя показывать за рубежом», — полагает он.
Во время открытия турнира фанаты освистали Русеф и не преминули исполнить матерную речовку, направленную против госпожи президента, находившейся в тот момент на трибуне.
Тем интереснее, как сильно изменилось настроение бразильцев в дни турнира. «Мы живем в сказке», — это слова все того же Роналдо, который особенно подчеркнул гостеприимство своих соотечественников и то, что он назвал умением бразильцев «выполнять невыполнимые обещания».
Более 60% опрошенных в дни турнира заявили, что горды тем, что их страна принимает Кубок мира, и это на 15% больше, чем всего за месяц до этого. Поддержка президента выросла с 34 до 38%.
Именно такими обстоятельствами сопровождалось историческое поражение от Германии, а потом и неудача в матче за третье место против сборной Нидерландов. К 40-й минуте полуфинала, когда хозяева уступали уже за счетом 0:5, фанаты затянули свою любимую нецензурную песню о Русеф.
Она же звучала на стадионе и во время игры с голландцами.
Противники Русеф спешат воспользоваться неудачей сборной в своих политических интересах. «Она хотела выехать на надеждах бразильского народа, — заявил Алоисио Нуньес, кандидат в вице-президенты от оппозиции. — Теперь подождите и посмотрите, как она будет заставлять всех забыть о Кубке мира».
Сама госпожа президент сохраняет оптимизм и уверяет, что ничего страшного для страны не случилось. «Не стоит смешивать футбол с политикой, — сказала она после поражения от немцев. — Конечно, мы будем обсуждать наш проигрыш еще долгое время, но было бы куда более серьезной проблемой, если бы мы проиграли не внутри стадиона, а за его пределами».
Для поднятия боевого духа соотечественников она процитировала знаменитые строки «Встаньте / Стряхните пыль / Идем дальше!» из самбы бразильского композитора Пауло Ванзолини.
Теперь эксперты гадают, как бесславное выступление сборной Бразилии скажется на выборах президента в октябре. С одной стороны, спортивный провал в сочетании с многочисленными протестами накануне первенства может еще больше подорвать доверие к главе государства. Но с другой — сама Русеф настроена весьма оптимистично.
Она напоминает о том, что все последние годы результаты выборов никак не коррелируют с успехами или неудачами футбольной сборной.
Так, например, в 1998 году команда проиграла финальный матч, а тогдашнему главе государства удалось удержать власть, и наоборот, четыре года спустя победа осталась за бразильцами, а социал-демократы все равно вынуждены были оставить Дворец рассвета — резиденцию главы бразильского государства.
В свою защиту Русеф приводит статистические данные о том, что за время ее правления удалось резко снизить социальное неравенство, а безработица упала до исторических минимумов.
«Если конкретно, это значит, что ваша служанка может себе позволить сесть на самолет и улететь на выходные повидать родителей», — объясняет Русеф. Она также дала «твердое обещание» разобраться с бразильскими футбольными институтами, чтобы уже через четыре года в России сборная смогла выступить во всю свою силу.
Большинство бразильских аналитиков согласны с Русеф в том, что результаты чемпионата не будут иметь решающего влияния на итоги будущего голосования.
Они обращают внимание на то, что даже непосредственно после поражения массовых беспорядков в стране не наблюдалось, а на протестную демонстрацию, намеченную на день проведения финала, в Facebook записалось менее 3 тыс. человек.
Местные политологи склонны считать, что без второго тура в октябре, скорее всего, обойтись не удастся, но победу в нем должна уверенно одержать нынешняя глава государства.
Так, Ракель Пальва, специалист по массовым коммуникациям Федерального университета Рио-де-Жанейро, в интервью газете Guardian отметила, что бразильцы — «очень переменчивая нация и вскоре они, вероятно, забудут об этом унижении».
«Бразилия — это страна двух полюсов, — считает бразильский философ и колумнист Владимир Сафатл. — Временами она кажется новым Римом, показывающим всему миру дорогу к переменами, а временами — катастрофой мирового уровня, страной, где все идет очень плохо».